Представленная картина – редкий образец чистого пейзажа в творчестве Н.П. Ломтева. Большая часть его работ связана с религиозными и историческими сюжетами. На этом полотне художник разворачивает перед зрителем картину фантастического ландшафта, лишь отдельные детали которого позволяют ассоциировать его с итальянским видом: одежда женщины, идущей на заднем плане, один из отшельников в костюме монаха-францисканца и дерево справа, своей высокой пышной кроной напоминающее пинию. Точка зрения сверху позволяет окинуть взглядом огромную панораму созданного воображением художника пространства. Он работает густыми красками, передающими неровное, вихрящееся движение кисти. В результате сами мазки и наполняют пейзаж движением, и скрывают четкие контуры предметов. Порой Ломтев настолько трансформирует облик отдельных объектов, что они превращаются в некое подобие абстракции. Для художника середины XIX века, воспитанного на академических принципах построения формы, это был очень смелый, новаторский прием. В такой же манере написаны и другие живописные работы Ломтева:
«Грот нимфы Эгерии близ Рима» (1850-е),
«Три отрока в пещи огненной» (1858; все – Третьяковская галерея).
В особую атмосферу волшебного, вымышленного мира погружает и цветовая гамма картины, построенная на оттенках изумрудно-зеленого и бирюзового тонов, которые очень сложно найти в природе. Многие критики отмечали редкое колористическое чутье художника.
Ломтев разрушает старый классицистический канон построения пространства. Сложный рельеф местности со скалистыми откосами, переходящими в глубокие овраги, горы, покрытые туманом равнины не позволяют взгляду спокойно прогуляться вглубь планов ландшафта, как это было в классицистическом пейзаже. Ноту романтизма добавляют фантастические постройки, разбросанные в разных местах картины: то одинокие башни на скалистых утесах, то маленькие хижины.
Из-за специфического живописного почерка, любви к контрастным цветам, увлеченности сильными светотеневыми эффектами, а также из-за экспрессивно-эскизного мазка, размывающего абрис предметов, А. Бенуа считал Ломтева одним из немногих русских живописцев, действительно работавших в русле романтизма.
В целом пейзаж несет в себе скрытое ощущение тревоги, что было следствием драматичного жизненного опыта самого живописца. Будучи юным, талантливым и полным надежд художником, в 1838 году Н.П. Ломтев уехал в Италию вслед за своим учителем и творческим кумиром Ф.А. Бруни. Время, проведенное в Италии, стало самым счастливым периодом его жизни. Его талант признавали собратья по цеху, работы покупали известные коллекционеры, среди которых был и П.М. Третьяков. Однако из-за разгульной жизни художника его отец отказался высылать ему деньги и вынудил в 1848 году вернуться в Россию. Всю оставшуюся жизнь Ломтев мечтал отправиться в Италию и создать там «серьезную вещь», но так и не смог преодолеть тягу к спиртному и развить свой талант. Этим пейзажем, написанным незадолго до смерти, он как бы подводит некий жизненный итог и делится со зрителем своими сокровенными мечтами, уже понимая, что им никогда не суждено будет сбыться.