Файбисович Семен (род. 1949)
Тапочки
1993
Размер - 200 x 170
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ Ж-633
Дар автора. 2020
Семён Файбисович – известный российский художник, живописец, автор фотографических проектов и видеоинсталляций. В 2019 году Третьяковская галерея представила масштабную ретроспективу произведений Семёна Файбисовича, продемонстрировавшую эволюцию мастера, его место и роль в развитии российского художественного процесса. В 1980-е годы Файбисович создал самые известные свои картины, написанные с такой виртуозной иллюзорностью, что критика сразу отнесла его живопись к фото- или гиперреализму. Этим определениям автор отчаянно сопротивлялся, отмечая разницу между отстраненным западным фотореализмом и своими опытами, при помощи которых он «выяснял отношения с советской действительностью». Персонажами картин мастера стали московские улицы и их обитатели. Пассажиры в троллейбусах и метро, участники праздничных демонстраций, друзья и знакомые, просто случайные прохожие были запечатлены как будто сквозь оптику старых фотографических камер. Эти живописные «кадры» хроники Файбисовича сохранили теплый колорит, составленный из чуть поблекших цветов, напоминающих тональность первых советских кинофильмов и фотографий. Одним из главных героев Файбисовича был свет, смягчающий или заостряющий реальность, а подчас размывающий или даже множащий абрисы изображений.
Своего рода игре со светом посвящен и живописный проект «Очевидность», над которым Файбисович работал в первой половине 1990-х годов. Возникший после возвращения художника из США, где он жил и работал в течение двух лет по приглашению одной из галерей, этот проект отмечает один из самых интересных этапов в творчестве мастера. Файбисович из хроникера превратился в исследователя вопросов мировосприятия, используя для этого особенности физиологии человеческого зрения. Он запечатлевал на холстах следы видимого мира, возникающие при ярком свете на сетчатке глаза. Как говорил художник, он стремился воспроизвести средствами живописи «”слепые пятна”, перемещающиеся в глазу поверх “обычной” картинки мира, эффекты остаточного зрения, когда негативы реального мира появляются на экранах закрытых век и живут там уже собственной жизнью, раздвоение изображения, когда глаза перестают работать как бинокуляр».
Картина «Тапочки» отличается неожиданностью выбранного ракурса и интимностью сюжета. Мы будто оказываемся в положении человека, стоящего в ванне, смотрящего на собственные ноги и приготовившегося надеть стоящие на полу тапочки. При внимательном рассмотрении замечаем как бы зависшие в пространстве странные световые пятна, повторяющие абрисы черных тапок, и понимаем, что это те самые «солнечные» следы, увиденные с закрытыми глазами, внутренним зрением. И эти навязчивые «слепые пятна» придают еще большую абсурдность и одновременно современность изображению.

другие работы автора