Файбисович Семен (род. 1949)
Светильник
1993
Размер - 200 x 190
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ Ж-634
Дар автора. 2020
Семён Файбисович с легкой руки художественных критиков 1980–1990-х был прочно приписан к кругу фото- или гиперреалистов. Сам автор неоднократно отрицал свою причастность к этому направлению, настаивая на разнице между холодным западным фотореализмом и своим искусством, в котором прослеживается его личностное отношение к выбору сюжета и характеру живописи. Персонажами картин мастера стали в 1980-е годы московские улицы и их обитатели. Пассажиры в троллейбусах и метро, участники праздничных демонстраций, друзья, знакомые, случайные прохожие были запечатлены как будто сквозь оптику старых фотографических камер. Эти живописные «кадры» хроники Файбисовича сохранили теплый колорит, составленный из чуть поблекших цветов, напоминающих тональность советских кинофильмов и фотографий 1970–1980-х. Одним из главных героев Семёна Файбисовича был свет, смягчающий или заостряющий реальность, а подчас размывающий или даже множащий абрисы изображений.
Своего рода игре со светом посвящен и живописный проект «Очевидность», над которым Семён Файбисович работал в первой половине 1990-х годов, после возвращения из США, где он жил в течение двух лет по приглашению одной из нью-йоркских галерей. Этот проект отмечает один из самых интересных этапов в творчестве мастера. Из хроникера и бытописателя, выяснявшего, как говорил сам автор в одном из интервью, «отношения с советской действительностью», он превратился в исследователя вопросов мировосприятия, используя для этого особенности физиологии человеческого зрения. Файбисович запечатлевал на холстах следы видимого мира, возникающие при ярком свете на сетчатке глаза. Как признавался художник, он стремился запечатлеть средствами живописи «”слепые пятна”, перемещающиеся в глазу поверх “обычной” картинки мира, эффекты остаточного зрения, когда негативы реального мира появляются на экранах закрытых век и живут там уже собственной жизнью, раздвоение изображения, когда глаза перестают работать как бинокуляр».
«Светильник» представляет собой композицию почти квадратного формата, на которой воспроизведена часть белого потолка с фрагментом осветительной панели с двумя неоновыми трубками в углу. Рядом изображен голубовато-зеленый прямоугольник, напоминающий то ли коврик, то ли гипертрофированно увеличенную наклейку с двумя оранжевыми полосами. Соответствие этого загадочного предмета пропорциям светильника раскрывает загадку художника, совместившего в картине реальность с ее «пост-образом».

другие работы автора