Ларин Юрий (1936-2014)
После болезни. Автопортрет
1998
Размер - 74,5 x 54,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7075
Дар вдовы художника О.А. Максаковой. 2015
Среди живописного наследия Юрия Ларина автопортретов совсем немного, в отличие от портретов, где живописец всегда пытался уловить самую суть модели – характерную позу, настроение, духовное наполнение.
Образ художника материализуется из столкновения двух контрастных половинок оранжево-синего фона, символизируя дуализм окружающего мира. Постепенно смешиваясь, они рождают сложный зеленый цвет, которым написано болезненное лицо мастера, пронизанное оранжевыми, синими, фиолетовыми и серыми рефлексами, подчеркивая многогранность и хрупкость человеческой природы. Оплечное изображение словно соткано из воздушных струящихся мазков. Гармонизируя выразительные средства живописи, художник транслирует не только вещественную природу красочной материи, но и проявляет ее музыкальное, духовное начало, противопоставляя их друг другу. Этот авторский метод Юрий Ларин назвал «живописью предельных состояний». Завершающим и «оживляющим» штрихом стали ясные голубые глаза - лучистость, чистоту и добрую иронию которых отмечали окружающие художника люди.
Судьба Юрия Ларина с самого детства была полна тяжелых испытаний. До десяти лет, после ареста родителей, он воспитывался в приемной семье родственников Б.И. и И.Г. Гусманов. После ареста приемного отца был отправлен в детский дом под Сталинградом, где и вырос. Отучившись, работал инженером-гидротехником на строительстве Саратовской ГЭС. Лишь в двадцать лет, по возвращении своей родной матери А.М.Лариной (1914-1996) из лагерной ссылки, он узнал имя настоящего отца – русского революционера, советского государственного и политического деятеля Н.И.Бухарина (1888-1938) и только в 1988 году, после реабилитации имени отца, Юрий смог поменять свое отчество. В 1960 году Юрий Ларин получил разрешение вместе с матерью вернуться в Москву. Здесь он окончил ЗНУИ им. Н.К.Крупской и МВХПУ им. С.Г.Строганова, воплотив в жизнь свою давнюю мечту – стать живописцем.
Еще в детском доме Ларин перенес недуг, для лечения которого в 1940-е годы использовали радио облучение. Из-за радиации художник позже серьезно заболел, у него отказала правая рука и известный нейрохирург А.Н.Коновалов провел художнику несколько сложных операций. В один из тяжелых дней знойного московского лета, теряя надежу на скорое восстановление, Юрий Ларин пишет свой автопортрет, наполненный болью, смирением и надеждой.
Руководствуясь чувством гармонии, художник обращается к зрителю минуя рациональные, описательные возможности изображения. По словам художника М.П. Митурича-Хлебникова (1925-2008), Юрий Ларин «стремится к постижению души феномена живописи, к созданию чистой живописи во всех смыслах этого слова».