Нахова Ирина (род. 1955)
Прикосновения (Друзья и знакомые)
1993
Размер - 111 x 120
Материал - ткань
Техника - масло, акрил
Дар Общества коллекционеров современного искусства. 2006
Ирину Нахову можно назвать одной из ключевых фигур московского концептуализма. Творческий диапазон художницы необычайно широк: она работает в живописи и графике, создает объекты и инсталляции. Именно Нахова стала автором первого энвайронмента в отечественном искусстве: в 1983 году она превратила свою комнату в трехмерную картину, покрыв стены, пол и потолок белой бумагой с наклеенными на нее фигурками, вырезанными из модных журналов, которые выстраивались в абстрактную композицию. Залитое светом белое пространство разрушало геометрию комнаты, размывая границу между реальностью и иллюзией. Зритель, по свидетельству художницы, «как бы становился еще одной фигуркой, знаком, что еще более подчеркивало размытые границы белого света».
Инсталляция «Прикосновения (Друзья и знакомые)» продолжает опыты Ирины Наховой с исследованием и нарушением границ между искусством и реальностью. Основой для образующих инсталляцию объектов становятся поношенные пальто, обнаруженные художницей на антресолях у родителей и в комиссионных магазинах. На пальто нанесены изображения античных статуй, среди которых такие хрестоматийные образцы, как «Диадумен» Поликлета (около 430 г. до н.э.) и «Афродита Книдская» Праксителя (около 350–330 гг. до н. э.). Нахова не просто дает вторую жизнь старой одежде, но рифмует между собой «заношенность» предметов гардероба и классических художественных образов.
Пальто как предмет верхней одежды, предназначенной для защиты от холода, полностью скрывает тело человека, у Наховой же «оболочкой» становятся обнаженные торсы, написанные маслом и акрилом на ткани. Если зритель рискнет сократить дистанцию между собой и объектами, пальто начнет «говорить». Инсталляция интерактивна: каждый манекен содержит аудиопослание. Интонации, с которыми объекты обращаются к человеку, усугубляют контраст между возвышенным и низменным: они ругаются, жалуются, проявляют агрессию. Зритель нарушает «личное пространство» произведения искусства – и получает от него симметричный ответ в виде подчас грубого высказывания. Как и в случае с соотношением наготы и одежды, здесь нарушается привычный ход вещей: взаимодействие с музейным экспонатом не приводит человека в восхищение, а заставляет испытать совершенно другой спектр эмоций. Но в этом поиске нового способа коммуникации зрителя и произведения и есть уникальность творчества Ирины Наховой.