Нахова Ирина (род. 1955)
Комната № 5. Инсталляция
1988 (1991)
Размер - 270 x 410 x 412
Материал - бумага, дерево, оргалит
Техника - водоэмульсионная краска, коллаж
Инвентарный номер - НТ О-198/1-22
Дар Общества коллекционеров современного искусства. 2006
Творческий диапазон Ирины Наховой необычайно широк: она пишет картины, работает с фотографией, увлеченно осваивает новые технологии, создает объекты, которые изменяют свои конфигурации по мере приближения зрителя, инсталляции, соединяющие живопись, видео, звук, причем не абстрактный аудиоряд, а человеческий голос, который обращается прямо к зрителю. В произведениях Ирины Наховой образы, вдохновленные Античностью или Ренессансом, встречаются с картинами современности, личные истории – с социальными катаклизмами, тема памяти – с актуальными проблемами настоящего времени. Несмотря на многочисленные мультимедийные эксперименты, Ирина Нахова всегда возвращается к тому виду искусства, с которого начала свой творческий путь в 1970-х годах в среде московского андеграунда, – к живописи. Именно живопись стала точкой отсчета в ее опытах с пространственными трансформациями, в которые она вовлекает зрителя и сегодня.
Самыми знаменитыми экспериментами Ирины Наховой по преобразованию картины стали «Комнаты», позволившие критикам назвать ее автором первых тотальных инсталляций, или первых инвайроментов в отечественном искусстве. В 1983 году Нахова превратила свою комнату в трехмерную картину, покрыв стены, пол и потолок белой бумагой с наклеенными на нее фигурками, вырезанными из модных журналов, которые выстраивались в абстрактную композицию. Залитое светом белое пространство разрушало геометрию комнаты, создавая впечатление круглой чаши, на дне которой оказывался посетитель. По словам художницы, «пространство становилось не только иллюзорным, но и физическим, трехмерным», а зритель – «еще одной фигуркой, знаком, что еще более подчеркивало размытые границы белого света». Эта инсталляция стала первой в ряду «Комнат» Наховой – проекта, который охватил пять лет. Каждый год, вплоть до 1988-го, художница создавала в своей квартире новый вариант «Комнаты», предъявляя зрителю результаты исследования взаимоотношений пространства и фигуры, света и тени, иллюзорного и реального.
Завершающая этот уникальный цикл «Комната № 5» изображает многоярусную аркаду, которая свободно перетекает со стен на пол. Ирина Нахова отдает дань классической культуре, обращаясь к итальянской архитектуре Раннего Ренессанса, но реализует свой оммаж на языке современного искусства. Она концентрируется на пространстве, преобразуя его тотально и создавая особую среду, в которую погружается зритель. Кажется, что комната вращается вокруг нас, и эта динамика усиливается благодаря оптическим искажениям, которым подвергается изображение арок. Силуэт фасада церкви Санта Мария делла Пьеве в Ареццо, который стал прототипом изображения, распадается на условные горизонтальные линии, черный цвет уступает место ослепительно белому, в котором появляются всполохи разных цветов.
«Комната № 5» стала первой инсталляцией Ирины Наховой, вышедшей за пределы домашнего экспонирования. В 1988 году художница воссоздала ее на выставке «ИсKUNSTво: Москва – Берлин» в Западном Берлине в 1988 году. Именно этот сборно-разборный вариант «трехмерной картины» стал частью коллекции Третьяковской галереи.