Фальк Валерий (1916-1943)
Цветы
1930-е
Размер - 41 x 33
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6034
Дар А.В. Щекин-Кротовой, Москва. 1985
Натюрморт «Цветы» написан в Париже, где Валерий Романович Фальк, сын выдающегося живописца Роберта (в крещении и по официальным документам - Романа) Фалька, жил с отцом в 1933-1937 годах. Имя Валерия Фалька мало известно даже специалистам. Он рано ушел из жизни: 26-летним погиб в госпитале после фронтового ранения. Им было создано небольшое количество работ, но тем более ценными становятся сохранившиеся произведения.
Этот небольшого размера цветочный натюрморт представляет автора как художника необычного дарования, очень индивидуального вкуса, тонкого и изысканного. Композиция картины строга и точна: в высоком стройном глиняном горшке поставлен неопознанный цветок с густой зеленью и редкими проблесками красных ягод или соцветий. Художником использована крайне сдержанная, приглушенная цветовая гамма (охра, голубой, зеленый, черный). Интересно организована фактура живописной поверхности: ритмизированные мазки кисти, то разнонаправленные, то перекрещивающиеся, то полупрозрачные, почти бесплотные – создают своей скорописной подвижностью живое, дышащее пространство холста. В стилистике картины чувствуется самостоятельность творческого почерка Валерия Фалька, далекого от подражания отцовским многослойным работам (чего не смогли избежать многие прямые ученики Р.Р.Фалька). Произведения Валерия более строги, сдержанны и драматичны, чем работы Роберта Рафаиловича.
Известно, что сам отец не давал уроков сыну; считая, что тот наделен «исключительным, совсем редким дарованием» «моцартовского калибра» и поэтому его не надо ничему учить, поскольку «все знания в нем самом заложены». Валерий не получил систематического художественного образования, но в середине 1930-х он занимался в нескольких студиях во Франции и в СССР. Больше, чем живописью, он был увлечен искусством графики, в которой он достиг необыкновенных успехов. Известно, что когда в 1935 в Париже Валерий обучался в специальной школе разным графическим техникам (литографии, офорту, линогравюре), заинтересовавшийся его опытами живописец-эмигрант Михаил Ларионов подарил молодому художнику печатный станок. Валерий Фальк принадлежал к особому, так называемому «тихому», поколению молодых художников, которое вступило в художественную жизнь в 1925 - 1935 годах и держалось в стороне от советского официального искусства. Творчество этого художнического круга предвоенного времени, названного его исследовательницей О.О.Ройтенберг «Плеядой», до сих пор недостаточно изучено и ждет достойной оценки.