Уличные музыканты
Патрон шедевра
Фальк Валерий (1916-1943)
Уличные музыканты
1935-1937
Размер - 46,5 x 55
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6035
Поступило по приказу Министерства культуры СССР. 1984
Картина «Уличные музыканты» – многофигурная композиция в жанре ноктюрн (ночная сцена) – была написана в Париже, где Валерий Романович Фальк, сын выдающегося живописца Роберта (в крещении и по официальным документам – Романа) Фалька, жил с отцом в 1933–1937 годах.
Имя Валерия Фалька мало известно даже специалистам. Он рано ушел из жизни: 26-летним погиб в госпитале после фронтового ранения. Им было создано небольшое количество работ, но тем ценнее сохранившиеся произведения.
Валерий Фальк принадлежал к особому, так называемому «тихому», поколению молодых художников, которое вступило в художественную жизнь в 1925–1935 годах и держалось в стороне от советского официального искусства. Творчество этого художнического круга предвоенного времени, названного его исследовательницей О.О. Ройтенберг «плеядой», до сих пор недостаточно изучено и еще ждет достойной оценки.
Валерий Фальк – художник необычного дарования, очень тонкого и изысканного. Он не получил систематического художественного образования, но известно, что в середине 1930-х он занимался в нескольких студиях во Франции и в СССР. Больше, чем живописью, Валерий был увлечен искусством графики, в которой он достиг необыкновенных успехов. Известно, что когда в 1935 году в Париже он обучался в специальной школе разным графическим техникам (литографии, офорту, линогравюре), заинтересовавшийся его опытами М. Ларионов подарил молодому художнику печатный станок. Сам Роберт Фальк не давал уроков сыну; считая, что тот наделен «исключительным, совсем редким дарованием» «моцартовского калибра» и поэтому его не надо ничему учить, поскольку «все знания в нем самом заложены». Самостоятельный почерк и особый, очень индивидуальный вкус отличает все работы Валерия Фалька – и графические, и живописные.
Картина «Уличные музыканты» выполнена не с натуры, а по впечатлению или воображению, являя собой, по определению исследователей, некий «образ-припоминание», «образ-предчувствие». В центре мглистого глубокого пространства на фоне стены, высвеченной невидимым источником, возможно, уличным фонарем, выступают перед собравшейся публикой женщина с гитарой и подросток в шляпе, очевидно, исполняющий под гитарный аккомпанемент какую-то песню. Темный, почти монохромный колорит, причудливые контрасты света и тени наполняют полотно напряжением, скрытым драматизмом и некоторой романтической таинственностью.

другие работы автора