Левина-Розенгольц Ева (1898-1975)
Маруся
1931–1932
Размер - 105 x 88
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1498
Приобретено у Е.Б. Левиной, дочери художницы, Москва. 1979
Творчество Евы Павловны Розенгольц (в замужестве Левиной-Розенгольц), талантливой ученицы Р.Р. Фалька, мало известно широкому зрителю. Между тем, как вспоминает художник Э.В. Булатов, именно ее мастер считал оправданием всей своей многолетней педагогической деятельности. Уроженка Витебска, она, еще учась в гимназии, посещала занятия в частной школе живописи и рисования Ю.М. Пэна, позже занималась у М.В. Добужинского, А.Г. Ромма, К.С. Малевича, В.М. Ермолаевой. В первые послереволюционные годы приехала в Москву и после недолгой учебы у двух скульпторов – С.Д. Эрзи и А.С. Голубкиной – в 1921 году стала студенткой живописного факультета лучшей художественной школы – ВХУТЕМАСа. В 1925-м окончила обучение по мастерской Р.Р. Фалька со званием художника первой степени и правом заграничной поездки. В следующем году совершила поездку в Лондон и проездом посетила Париж.
Полотно «Маруся» относится к раннему периоду творчества художницы, став последней ее значительной работой маслом (позже она работала на бумаге тушью и пастелью). Портрет написан в Москве, позировала домработница семьи Левиных – простая деревенская женщина средних лет. Профильный поворот лица, платок на голове, рука, в задумчивости поднесенная к подбородку, мешают разглядеть черты, не виден взгляд. Работу можно отнести к популярной в 1920-х – начале 1930-х разновидности портретного жанра – портрету-типу, отражающему социальную роль модели (в данном случае портрет работницы). Колорит построен на эффекте взаимодополняющих цветов: контраст ярко-рыжего платка и темно-зеленой кофты создает цветовое напряжение, усиливая звучность красок. В картине воплощены важные принципы живописной системы Фалька: трактовка фона как плотной вязкой среды, в которую погружена фигура, равнозначность фигуры и фона и др.
Общение Левиной-Розенгольц и Фалька продлилось до конца дней учителя, который всегда очень интересовался ее судьбой. Когда в 1949 году она была репрессирована как «член семьи врага народа» (в 1937-м арестовали двух ее братьев, одного из них в 1938 году расстреляли) и сослана в Красноярский край, Фальк взял на хранение ее дипломную работу – полотно «Старики» (ныне в Третьяковской галерее), находившуюся в его мастерской вплоть до возвращения автора в 1956 году после реабилитации. Он высоко оценил послелагерные работы Левиной-Розенгольц – полные драматизма графические циклы, выполненные черной тушью, пером и кистью.

другие работы автора