Кившенко Алексей (1851-1895)
Эпизод из русско-турецкой войны 1877-1878 годов
1880-е - начало 1890-х
Размер - 48,5 x 63,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.26640
Приобретено у А.Т. Янковской. 1940
Алексей Кившенко, выпускник рисовальной школы Общества поощрения художников и Академии художеств, наиболее известен как автор исторических картин. Одну из самых популярных своих работ он исполнил в 1880 году: для получения права на совершение пенсионерской поездки за границу Кившенко написал «Военный совет в Филях в 1812 году», после чего стал получать крупные заказы на батальные сцены и композиции по сюжетам из русской военной истории.
Картина «Эпизод из русско-турецкой войны 1877–1878 годов» входит в цикл произведений, который художнику заказал великий князь Владимир Александрович, меценат и покровитель искусств. Для реализации серии Кившенко совершил несколько путешествий по местам военных действий, проехал по Закавказью, Турции и Болгарии. В цикл вошли картины, представляющие как наиболее громкие эпизоды войны, так и менее известные сюжеты – например, «Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года», «Взятие Горного Дубняка (Горни Дыбник) в Болгарии», «Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года».
Для художников-баталистов второй половины XIX века история противостояния Российской и Османской империй была неиссякаемым источником сюжетов. Произведения по мотивам «освободительной войны» создавали В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, Л.Ф. Лагорио и другие.
В отличие от Василия Верещагина, который сосредоточивался на жестокости и беспощадности войны, Алексей Кившенко изучал феномен сражения с исследовательским, почти этнографическим интересом, отказываясь от морализаторского подтекста. Художник отдавал предпочтение динамичным крупномасштабным сценам, интересуясь в равной степени как выразительностью сражения, так и передачей поэзии местности и природы.
В «Эпизоде из русско-турецкой войны 1877–1878 годов» художник делает небо полноправным участником сюжета, выстраивая композицию через колористическое и семантическое противопоставление нижней и верхней частей холста. В световоздушной среде его увлекают фактура, цвет, движение дыма и облаков, которые очевидно неспешны по сравнению со скачущими всадниками. При этом спокойствие и размеренность жизни природы подчиняют себе общее настроение сцены, как бы замедляя и смягчая динамизм военного действия. Через внимательное изучение среды Кившенко создал удивительно гармоничный образ, нехарактерно спокойный для батального жанра.