Михаил Абакумов посвятил много работ своему родному городу Коломне, впервые упомянутому в летописи в 1177 году.
Многочисленные наблюдения, накопленные в творческих поездках и экспедициях по России, складывались у Абакумова в пейзажные циклы. Каждая этюдная зарисовка была самоценна и отражала неподдельный интерес художника к изучаемому материалу. Запечатлевая красоту каждого уголка природы, художник решал сложные творческие задачи. Он вдумчиво анализировал увиденное и отбирал детали, прибегая к обобщениям, добиваясь колористической точности в изображении.
В лирическом пейзаже Коломны художник свободными пастозными мазками передает удаляющиеся грозовые тучи, запечатлев переменчивость состояния природы и освещения, а также собственные размышления о взаимоотношениях природы и цивилизации.
Решая колористические задачи, мастер точно подбирает палитру, играя с живописными контрастами ясной голубизны неба и золотистой охры листвы, усиливает терракоту крепостных стен зеленью ивовых зарослей прибрежной зоны, уравновешивает холодную гамму массами темно-синих дождевых туч, розово-лиловыми облаками и дымкой синевато-голубых далей. Горизонтальный формат полотна позволяет широко охватить перспективу центра города и продемонстрировать впечатляющие масштабы мощных крепостных стен Коломенского кремля, выстроенного во времена правления Василия III на высоком берегу Москвы-реки близ устья реки Коломенки.
Пейзажист вводит мотивы устремленных в небеса колоколен, зеркальной речной глади, заросших берегов как живое свидетельство гармоничного содружества рукотворной и естественной красоты, а порхающую высоко в небе стайку белых голубей – как символ мира. Справа запечатлена церковь Михаила Архангела конца XVIII века, перестроенная в 1828–1833 годах по проекту архитектора Ф.М. Шестакова в стиле классицизм. Вдалеке возвышается увенчанная шпилем ампирная пятиярусная колокольня церкви Иоанна Богослова. Слева, чуть дальше крепостной стены, виднеются сверкающие на солнце главки колокольни Ново-Голутвина монастыря и Успенского собора.
В поисках идеального образа города художник опустил мешающие идиллическому восприятию духа старой Коломны детали – современные постройки, трубы предприятий, автомобильные дороги, выделив на холсте лишь гармонично вписанные в природный ландшафт архитектурные памятники, отражающие богатую историю культуры региона.