Титов Владимир (род. 1950)
Электричка
1986
Размер - 120 x 203
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ Ж-561
Коллекция Л.П. Талочкина. Дар Т.Б. Вендельштейн. 2017
«Однажды, – вспоминает художник Владимир Титов, – я ехал в подмосковной электричке. Дело было в 1973 году, ранней весной. Снег уже сошел, но ярких тонов еще не было. Дорога проходила высоко, и далеко видно было, аж до горизонта. Проносились мимо деревушки, огороды с копающимися на них людьми, овраги. Проносились быстро, детали не улавливались, но было общее впечатление приглушенности цвета, монолитности форм. Это и дало мне решающий толчок. С тех пор я занимаюсь проблемой формы в пространстве». В картине 1986 года «Электричка» пространство ограничено отсеком вагона с деревянными лавками, на которых сидят усталые люди. Персонажи, изображенные автором, словно продолжают тему путешествия знаменитой поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». Картина пробуждает множество литературных ассоциаций – от Фёдора Достоевского до Юрия Мамлеева, связанных с извечной темой русского романтического странствия, начатой еще Н.В. Гоголем. Титов выбирает кинематографический ракурс и так показывает своих безымянных героев, что лица участников путешествия не важны, в них ощущается та «тяжесть земли», из которой их лепит автор. Сцена в электричке решена монохромно, изображенные – как некая сгущенная почва. Да и сама фактура изображенных фигур, и стен, и окон поезда соединяет всё неким знаком равенства: человека – предмету, живого – неживому. «Зато у моего народа – какие глаза! Они постоянно навыкате, но – никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла – но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий – эти глаза не сморгнут. Им всё божья роса…» («Москва – Петушки»).
Владимир Титов изображает своих персонажей еще более радикально, чем Ерофеев: у них нет глаз, нет лиц, но в них есть мощь и трагизм персонажей Гойи, в картине ощущается и оптика немецкого экспрессионизма. Если обратить внимание на дату произведения, то станет ясно, что создано оно в начале перестройки, переломного этапа в жизни нашей страны, и изображенные персонажи – это тот «человеческий ресурс», с которым Россия, по мнению автора, вступает в новую жизнь. Большой формат произведения придает ему монументальность и эпический смысл.