Ревущий бык
Патрон шедевра
Преображенская Вера (1919-2017)
Ревущий бык
1985
Размер - 147 x 190
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЭФ-257
Дар автора. 2015
Веру Преображенскую называли «бессменной старостой» студии Белютина, туда она попала после занятий на курсах повышения квалификации при Горкоме Графиков в 1958 году. На протяжении нескольких десятков лет Преображенская вела дневники, куда записывала творческие задания мастера, его мысли и рассуждения, повседневную жизнь студийцев. На сегодняшний день эти записи являются летописью студии Элия Белютина. Вера Ивановна получила высшее образование в Московском Государственном Университете (1938 – 1944) на биологическом факультете (1945 – аспирантура), но параллельно занималась живописью: в изостудии клуба им. Серафимовича (1949 – 1950) под руководством блистательного художника и педагога Юрия Ряжского. Ее творческая карьера складывалась поступательно, с 1945 года она становится членом Московского городского комитета художников графиков (Горком художников графиков), с 1990 г. членом Международной Ассоциации Художников «ЮНЕСКО».
Ее живопись в студии Белютина очень эмоциональная, яркая по колориту, главные детали сильно гиперболизированы или выделены цветовыми пятнами, как, например, в «Ревущем быке» (1985), где изображение лишь угадывается. Преображенская стала одним из тех, кто посвятил себя художественной системе в живописи, в которой сочетание геометрических линий и цветовых пятен становится выражением эмоций. Ее "Ревущий бык" олицетворяет жизненную силу, дикость, необузданность. Очевидно, что архетипическая основа образа быка, связанная с ритуалами плодородия, любви, смерти нашла оригинальную интерпретацию в экспрессивной манере письма Преображенской. Фигура быка нарочито аморфна, отличается выпуклостями и углами, при этом его тело в одночасье едино и словно распадается на части. Произведение представляет собой неистовый клубок ярких чистых цветов, копыт, рогов, линий и пятен. Такого рода деформации и использование цвета – инструменты, с помощью которых Преображенская передает эмоции быка.
Элий Белютин объяснял на занятиях, что контактная живопись — предметная, эмоциональная и сюжетная. Следуя его методике, Преображенская создала не абстрактное, а фигуративное изображение с гипертрофированными элементами. Глубокая эмоциональная и цветовая насыщенность в сочетании с высокой пластической выразительностью – вот главные составляющие произведения «Ревущий бык».