Для среды неофициальных художников 1950–1980-х годов было необязательным иметь профессиональное образование, чтобы войти в художественную среду этого круга и стать одним из лидеров этого направления. Таким был в те годы и ленинградский художник Владлен Гаврильчик. Художник-самородок и поэт, в изобразительном искусстве он был узнаваем благодаря собственной стилистике и тематике.
В 1980-е годы он часто обращается к жанровым сценкам, взятым из жизни. Он их как бы подсматривает и переносит впрямую на холст. Но реалистическую сцену художник принципиально решает в пластически упрощенной наивной манере, напоминающей детскую книжную иллюстрацию.
Эта манера прослеживается и в плоскостном решении объемов и пространства, и в живописи, подобной графической заливке. В «Трудном разговоре» такой нарочитый прием снижает интимность сцены, а дополняющие детали: птичка, кошка в подвальном окне, клякса на стене дома, – придают ей несколько гротескный характер. Именно в это время в официальном советском искусстве лирическая тема становится одной из главных. Гаврильчик же, рефлексируя на официально признаваемое искусство, использует в этой картине свой излюбленный прием – создание своеобразных образов-перевертышей на основе цитирования. Возникает некая гротескная аналогия официальному искусству, переведенного в штамп. Художник ставит акцент на том, что герои не переживают «трудность разговора», а скорее являются образами-знаками, его обозначающими.
Ни на кого не похожий, необычайно артистичный художник-поэт, Владлен Гаврильчик был душой питерского андеграунда, выражавшей своеобразный, по-своему «народный», и свободный от правил взгляд на жизнь и искусство.