Чёрный квадрат
Патрон шедевра
Юликов Александр (род. 1943)
Чёрный квадрат
1983 (2000)
Размер - 125 x 126
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - НТ О-174
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2007
В середине 1970-х годов Александра Юликова называли «единственным русским минималистом». C одним из самых интеллектуальных движений в американском искусстве 1960-х, важным свойством которого стала «экономия художественных форм», творчество художника сближает приверженность к простым геометрическим формам, к созданию однородных композиций из повторяющихся знаков, к работе с закрашенными одним цветом квадратными плоскостями. Однако в отличие от западных минималистов, Юликов никогда не порывал с традиционными материалами: холст, кисть и краска до сегодняшнего дня остаются его главными инструментами. Эта привязанность к непременным атрибутам живописи подчеркивает зависимость искусства Александра Юликова от традиций русского авангарда и, прежде всего, от супрематизма Казимира Малевича.
Впервые Юликов, по его воспоминаниям, увидел произведения Малевича, Филонова, Кандинского еще в период учебы в Московской средней художественной школе в конце 1950-х - начале 1960-х годов, когда попал в запасник Третьяковской галереи, располагавшийся в то время в церкви Николы в Толмачах. Работы авангардистов хранились в одном помещении с древнерусскими иконами, доступ к которым будущим профессионалам можно было получить по специальному разрешению. Так, интерес юного художника к средневековому искусству привел к открытию русского авангарда. С 1970-х годов Юликов последовательно занимается абстрактной живописью, экспериментируя с повторяющимися мотивами и формами, складывающимися в монотонные серии или разорванные, разложенные на сегменты, геометрические структуры.
Он исследует взаимоотношения цветов, фактур, простых геометрических фигур, линий, знаков, позволяя формам существовать вне зависимости от границ, заданных плоскостью холста. Квадраты, прямоугольники и треугольники нарушают устойчивую систему координат, сопротивляются заданной холстом рамке, поворачиваясь под разными “случайными” углами и выходя за пределы плоскости. Так же непредсказуемо ведут себя холсты, которые Юликов разделяет на отдельные сегменты, разбивая предмет изображения, границы которого в этом случае, как говорит автор “остаются на месте”, то есть сохраняют соотношение вертикаль-горизонталь и непрерывность очерчивающих фигуру линий контура.
“Черный квадрат” - яркий пример подобной манипуляции. Обращаясь к главному произведению ХХ века, Александр Юликов разрушает целостность «нуля форм», предлагая собственную версию “динамического супрематизма”, демонстрирующую богатые пластические возможности геометрической абстракции внутри одной фигуры.

другие работы автора