Шеховцов Сергей (род. 1969)
Письмо с родины
2001
Размер - 60 x 85 x 9
Материал - наполнитель, фанера, холст
Техника - грунт, темпера
Инвентарный номер - НТ О-392
Дарт РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2007
«Письмо с родины» Сергея Шеховцова воспроизводит в гипертрофированном масштабе стандартный почтовый конверт. Темперой на белом грунтованном холсте представлены все его полиграфические атрибуты – строки для заполнения в разделах «Кому», «Куда», место марки и почтового индекса. В верхней части виден смазанный круглый штамп. Главный акцент в композиции сделан на пейзажной «картинке» слева, исполненной в голубой гамме.
В этой части конверта, в соответствии с давней советской традицией, печатались графические варианты букетиков, юбилейных дат, портретов героев. Иногда там были и виды бескрайних российских просторов. Как правило, все изображения были упрощенными и "анемичными". На конверте Сергея Шеховцова – небольшой, но вполне состоятельный лирический пейзаж. В его основе – многочисленные фотографии, сделанные автором во время путешествия в 1999 году по Сальским степям – родине художника. При первом взгляде пейзаж может восприниматься как традиционный вид колхоза или совхоза. Но всмотревшись, зритель обнаружит, что трактора и борона рядом – это брошенная, полуразрушенная техника. Сильно наклонившийся телеграфный столб дополняет картину запустения, покинутости. В конце 1990-х эти места, как и многие регионы постсоветского пространства переживали межвременье. Прежние коллективные хозяйства ушли в прошлое, новые фермеры и корпорации еще не появились. Ландшафт безлюден так же, как пусты и строки на конверте – не вписаны адреса, имена и фамилии.
Кроме присутствия на конверте депрессивного пейзажа вместо духоподъемной «картинки», в этом объекте есть и другие странности. Холст натянут на фанерную основу по толстому слою поролонового наполнителя. Это делает письмо больше похожим на бандероль или посылку, которые Шеховцов, учившийся в московском Институте имени Сурикова, а позже обитавший в сквотах, наверняка получал по почте с родины, из Сальска. В 2001 году немотивированная объемность в сочетании с пустыми строками конверта вызывает ассоциацию с «фантомным переживанием» по поводу почтовых обменов, ушедших в прошлое. В это время прошлым становятся и живописные эксперименты художника, начинающего работать с поролоном как основным материалом своих скульптур.

другие работы автора