Яичница
Патрон шедевра
Шеховцов Сергей (род. 1969)
Яичница
2001
Размер - 170 x 182
Материал - холст
Техника - эмаль
Инвентарный номер - НТ Ж-195
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2007
Сергей Шеховцов, известный с 2000-х годов под псевдонимом ПОРОЛОН – одна из самых популярных фигур на современной художественной сцене (знаковыми произведениями художника являются объекты из поролона). Избрав недолговечный и податливый материал в качестве «субстанции» для скульптуры, художник демонстрирует виртуозное владение формой и цветом, который дополняет его монохромные объекты. Для выпускника института имени Сурикова Шеховцова живописный язык является «родным». Он учился у Николая Андронова, воспитывавшего у студентов серьезное отношение к «предмету», способность анализировать и четко представлять себе организацию картины. С благодарностью вспоминая уроки мастера, художник признается, что даже тогда его больше интересовали «условия обитания» объекта в картине, чем она как таковая.
Это подтверждает и единственная живописная работа Шеховцова в коллекции Третьяковской галереи. На квадратном холсте большого формата зрителю открывается вид дежурного утреннего блюда – «глазуньи» из трех яиц. Широкими мазками синей и черной краски написан фон, который в равной степени воспринимается и как живописная абстракция, и как вполне реальная плоскость чугунной сковороды. Даже стихийные затеки белой эмали работают на точное припоминание очертаний яичницы. Впечатляет талант художника превращать динамичное, спонтанное письмо в почти натуралистически трактованный мотив. В эту «трапезную» серию больших картин также входили портреты жареной рыбы и стакана с чаем. Среди них это полотно могло бы остаться частным упражнением художника, если бы не случайный антропоморфизм, проступивший на поверхности приготовляемого блюда. Примечательно, что работа сделана по наброску студенческих времен, годами хранившемуся в «архиве» автора.
В 1990-е годы отечественное искусство развивалось под знаком освоения опыта европейского транс-авангарда, пафос которого состоял в реанимации живописи после целой череды громких заявлений о ее смерти. Картина возвращается, ассимилировав опыт многих направлений, в том числе и поп-арта с его страстью к гипертрофии изображаемых предметов. Так и здесь яичница приобретает монументальный масштаб, напоминая форсированные, эксцентрические портреты Георга Базелица.
Картина датирована 2001 годом и написана в расселенной квартире на Бауманской, где в это время работали Авдей Тер-Оганьян, Валерий Кошляков, Владимир Дубосарский. Сергей Шеховцов вспоминает, что насыщенная творческая атмосфера сквота способствовала смещению его интересов от живописного транс-авангарда к объекту. И уже в 2002 году начинаются его эксперименты с поролоном.