Выходец из крестьянской среды, ученик А.Г. Венецианова Ф.М. Славянский прошел сложный путь от крепостного помещицы А.Н. Семенской до академика живописи. Вольную Славянский получил в конце 1839 – начале 1840-х годов. Этим же временем датируется его полотно, на котором изображен кабинет А.Г. Венецианова. Произведение является копией со сгоревшей картины другого ученика мастера, А.В. Тыранова.
Данную работу Славянского можно отнести к числу лучших в его творчестве. Перед зрителем предстает просторная, написанная в теплых тонах студия. Вдоль ее стен помещены слепки с античных скульптур. Слева на диване отдыхает молодой человек, видимо, из близкого окружения художника. На него смотрит присевшая охотничья собака левретка. Возле декорированной печи изображен овальный столик с чернильницей и светильником. В правой части композиции располагаются небольшой стол с лежащей на нем палитрой и манекен девушки крестьянки в русском наряде. Дополняют творческую обстановку кабинета картины, вероятней всего, кисти Венецианова.
Важным образным центром произведения является распахнутая настежь дверь, ведущая в смежную комнату с большими окнами. Исходящие из окна солнечные лучи скользят по гладкому деревянному полу почти до самого первого плана, освещая кораллового оттенка шаль, разнообразные предметы интерьера. Внимательно следуя натуре, Славянский включает в композицию зеркала, в которых отражаются манекен (в первой комнате) и фигура девушки, занятой музицированием (в дальнем помещении). Проникнутое ощущением поэтической красоты домашнего мира произведение Ф.М. Славянского отражает неспешный ритм течения будней, наполненных занятиями искусством, чтением, дружескими беседами.