Чехонин Сергей (1878-1936)
Красный балтийский флот
1919
Размер - 35,5 x 20,7
Материал - бумага
Техника - гуашь, тушь, кисть, перо, графитный карандаш
Инвентарный номер - АРХ ГР-797
Поступило от Главискусства с выставки Совнаркома к 10-летию Октябрьской революции. 1929
Сергей Чехонин известен работами в области ранней революционной геральдики. По заказу Временного правительства он выполнил эскизы чеков Архангельского отделения Государственного банка, которые затем использовались в качестве денег в Северной области и в обиходе получили название «моржовок» (1918–1920-е). Художник был автором эскиза одного из первых советских военных знамен, создавал проекты почтовых марок, государственного герба, печати Совнаркома, участвовал в украшении Петрограда к первой годовщине революции (оформил Александро-Невскую лавру). Он много работал в области агитационного фарфора, в 1918 году став художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде.
По заказам флота Чехонин делал рисунки для журнала «Балтийский морской транспорт» – обложку номеров за 1918 год, виньетку в 1919-м, выполнил марку «Трансбалт» (1918).
Рисунок «Красный Балтийский флот» был репродуцирован в книге 1924 года, посвященной Чехонину. Статья художественного критика Абрама Эфроса в том же издании посвящена уникальности этого мастера – первого художника, безапелляционно утверждавшего изобразительные формы нового политического строя: «Неустроенная, блокированная, голодная советская страна стояла у него уже крепко, тяжко, законченно, и цвела великолепной классикой форм. <…> Эмблема РСФСР сплеталась у него и из цветочных гирлянд отошедшего столетия, и из сдвигов и разрывов футуристической эстетики 18–19-го года, и из строгих очерков на некоем законченном фронтоне советской государственности».
Это изображение многократно использовалось в разных видах искусства. Ко второй годовщине Октябрьской революции политический отдел Революционного военного совета Балтийского флота выпустил плакат, точно повторивший рисунок Чехонина. На Государственном фарфоровом заводе эта композиция тиражировалась на тарелках, блюдах, пластах фарфора. Продукция с этим изображением сейчас носит названия: «Балтийский матрос», «Красный балтийский матрос» или «Красный Балтийский флот». В 1920-е годы роспись повторялась разными художниками для экспонирования на российских и международных выставках фарфора ГФЗ.
Рисунок Чехонина обладает удивительной универсальностью, позволившей поместить его и на плакат, и на фарфоровую тарелку. Торжественный пафос этого художественного высказывания связывает воедино, казалось бы, разнородные части – монументальную фигуру матроса и изощренную декоративность окружающих ее изобразительных элементов.
В 1920 году эта популярная работа послужила источником вдохновения для художника Дмитрия Митрохина, который исполнил обложку журнала «Красный балтиец», во многом повторив композицию Сергея Чехонина, его цветовое решение и прием соединения изображения с текстом.