Чехонин Сергей (1878-1936)
«30 дней». Вариант обложки журнала «30 дней»
1927
Размер - 26,3 x 17,8
Материал - картон
Техника - перо, тушь, гуашь
Инвентарный номер - РС-5526
Поступило от А.М. Кантора через Всесоюзный производственно-художественный комбинат имени Е.В. Вучетича. 1979
Вполне закономерно, что для оформления номера журнала «30 дней», посвященного десятилетию Октябрьской революции, в качестве художника был приглашен Сергей Васильевич Чехонин, известный своими работами в области ранней революционной геральдики. По заказу Временного правительства он выполнил эскизы чеков Архангельского отделения Государственного банка, которые затем использовались в качестве денег в Северной области (государство на севере России со столицей в Архангельске) и в обиходе получили название «моржовок» (1918–1920-е).
Чехонин был автором одного из первых советских военных знамен, государственной печати РСФСР, участвовал в украшении Петрограда к первой годовщине революции (оформил Александро-Невскую лавру). Он много работал в области агитационного фарфора, будучи с 1918 года художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде.
Именно в росписи тарелок Чехонин многократно варьировал советскую символику – серп, молот, зубчатое колесо. Те же элементы советского герба (и шестерню) он поместил на обложку ежемесячного художественно-литературного, общественного и научно-популярного иллюстрированного журнала «30 дней», № 11 за 1927 год. Сам журнал выходил в Москве с 1925 по июнь 1941 года.
Чехонин создал несколько вариантов обложки. В Третьяковской галерее хранится ее первоначальный эскиз с профильным изображением Ленина, окруженным «гипсовой» ветвью внутри восьмиугольника («В.И. Ленин». 1927. РС-5527). Этому примеру «советского ампира», как выразился А.М. Эфрос о поисках Чехонина, в конечном итоге художник предпочел более декоративное и «многословное» решение. Оно очень типично для книжных и журнальных работ этого автора – строго симметричная композиция, стилизованные растительные формы, аббревиатура «СССР» и дважды повторяющиеся серп и молот, исполненные как некое подобие ампирных вензелей. Слева на одном из стилизованных колосьев каллиграфическим почерком Чехонин вывел свою подпись и дату.
Журнал «30 дней» в итоге издали с этой обложкой, но она была выполнена в другой цветовой гамме – вместо розового овала, в который художник вписал профиль Ленина, напечатали красный овал, а зеленый фон был заменен на голубой. Хотя такой ретроспективный подход, характерный для членов объединения «Мир искусства», выглядел архаично в 1927 году рядом с прочно вошедшими в обиход обложками конструктивистов, его появление оправданно. Это не только пример высокого мастерства Чехонина-графика, но и адекватное теме художественное решение. За десять прошедших лет агитационное искусство успело обрести свою традицию.