Берингов Митрофан (1889-1937)
В стране полуночного солнца
1928
Размер - 77 x 100,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-753
Приобретено у автора. 1934
Митрофан Михайлович Берингов более всего известен своими работами довольно редкого жанра – арктический пейзаж. Эти произведения занимают одно из главных мест в его творчестве.
«В стране полуночного солнца» – морской пейзаж Заполярного края, освещенный солнцем, не опускающимся за горизонт даже ночью. Север сыграл огромную роль в творчестве художника. Берингов очень точно почувствовал, что впечатления от арктической природы трудно передать по аналогии с пейзажами морскими и океанскими не полярной области, образы Заполярья требуют иного творческого подхода. Север очень необычен и своеобразен по своему освещению, далек от среднеевропейской колористической среды.
Будучи студентом рисовальной школы Общества поощрения художников в Петербурге, Митрофан Берингов учился у таких мастеров, как Николай Рерих и Аркадий Рылов. Они воспитали в молодом художнике понимание важности цвета. Эта наука очень помогла мастеру в творческом освоении Арктики.
Впервые на север Берингов поехал в 1925 году по командировке Совнаркома, позже он возвращался туда еще дважды. Особенности заполярного пейзажа, быт и работа живущих там людей пленили художника. Северные сияния, типы облаков, разные виды льда и его сочетания с водой, солнце и его эффекты, ложное солнце, радуги, разноокрашенные, не сливающиеся воды двух морей – все это требовало от художника перестройки оптического восприятия и поиска новых колористических решений.
Арктический пейзаж дал Берингову тот эмоциональный заряд и те зрительные впечатления, которые он искал, помог создать конкретные образы без налета мистицизма, свойственного его ранним работам. Художник говорил, что он не переставал думать о тех огромных непостижимых безднах вселенной, которыми окружена наша земля. И именно природа Заполярья, несущая в себе космическую беспредельность, дала мастеру возможность полностью раскрыться.
Картина относится к ряду работ Митрофана Берингова, посвященных его северным поездкам, и в полной мере передает особенности его живописной манеры.