Берингов Митрофан (1889-1937)
Остров Малый Воронин. Карское море
1933
Размер - 39 x 69
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22507
Приобретено у автора. 1934
Митрофан Михайлович Берингов более всего известен своими работами довольно редкого жанра – арктический пейзаж, занимающий одно из главных мест в его творчестве.
Остров, изображенный на картине, назван в честь Владимира Воронина, капитана советского ледокольного флота, исследователя полярных земель. Художника вдохновляла огромная и трудная борьба нашей страны за освоение Арктики, экспедиции, в которых полярники демонстрировали волю, упорство, стойкость и отвагу. Этот героизм Берингов считал одной из самых волнующих, захватывающих тем эпохи. Мастер хотел быть причастным к этим событиям и представить зрителям свое творческое, художественное освоение Заполярья.
Живописец дважды объездил все Мурманское побережье, выходил на тральщике в Баренцево море, чтобы наблюдать за ловлей рыбы. Был на борту нового корабля «Ким», когда там произошла авария, и только находчивость и быстрая работа команды предотвратила взрыв. В течение пяти суток неисправный корабль носило по волнам. Благодаря этой экстремальной ситуации художнику удалось с разных сторон увидеть арктическую природу, прекрасную своей мощью и бескрайностью, и в то же время угнетающую безжизненностью своих ледяных пустынь, мраком и тяжестью постоянного ненастья. Она заставляет человека мобилизовать моральные и физические силы, дает возможность испытать себя, преодолеть слабость, почувствовать радость от победы над собой.
Север сыграл огромную роль в творчестве художника. Митрофан Берингов очень точно почувствовал, что впечатления от арктической природы трудно передать по аналогии с пейзажами морскими и океанскими не полярной области, образы Заполярья требуют иного творческого подхода. Север очень необычен и своеобразен по своему освещению, далек от среднеевропейской колористической среды.
В картине «Остров Малый Воронин. Карское море» видна близость автора к его учителю Николаю Рериху, их объединяют и предпочтения в выборе цветовых соотношений, и само вдохновение бескрайней природой.