Голованов Александр (1899–1930)
Лунная ночь. Город
1930
Размер - 74 x 137
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1079
Приобретено у В.В. Головановой. 1974
Александр Голованов – художник-легенда. Из всего его творческого наследия сохранились лишь две картины, находящиеся в Третьяковской галерее, несколько черно-белых воспроизведений на страницах прижизненных каталогов и журналов и скупые воспоминания друзей.
Выпускник Вхутемаса по мастерской А. Шевченко, признанный лидер общества «Цех живописцев», увлеченный кино и мечтавший стать актером, он примерял к себе роли Бестера Китона и Гарри Ллойда. Личность неотразимого обаяния, в которой духовная высота и любовь к поэзии соединялись со средневековым мистицизмом и грустным цинизмом. Он эпатировал публику необычными сюжетами своих картин, внешним видом, представляя себя в образе то аристократичного денди, то городского хулигана. Зарабатывал Голованов, преподавая рисунок в колонии для детей с особенностями развития. Его яркая и драматичная жизнь была отмечена неразделенной любовью и чахоткой, оборвавшей короткий земной путь.
Голованов – герой почти всех своих картин. Не имея возможности сниматься в кино, он сочинял собственные сюжеты и, конечно, играл в них главную роль. Многомерное пространство его работ похоже на кинокадр, в котором монтируются разные ракурсы.
Картина «Лунная ночь. Город» написана в последний год жизни художника, это «самая личная из всех личнейших» картин. Изображена сцена воображаемого свидания, за которым наблюдает герой, невидимый в реальном мире. Узнаваемые детали московского пейзажа – остановка трамвая № 3, вероятно, у Ильинского сквера, называвшегося в то время Ногинским, часы, столб с афишами – лишь подчеркивают нереальность разворачивающегося драматического действия. Голованов, чувствующий себя на том свете, свободно перемещается в пространстве, с ухмылкой на землисто-сером лице, освещенном холодным сиянием луны, взирает на оставленный мир. Огромный лунный диск, нависший над городом, придает сцене апокалиптический характер. Фигуры переднего плана застыли, исполняя свои роли, как предстоящие в религиозной композиции.
Эта картина, как и автопортрет, после смерти автора хранилась в семье его брата и была передана в Третьяковскую галерею женой брата В.В. Головановой. Остальные картины, находившиеся в квартире художника, были выброшены на помойку и погибли. Но даже имея лишь эти образцы его творчества, можно представить себе всё своеобразие и значительность личности художника А. Голованова.