Басманов Павел (1906-1993)
Мать
1937
Размер - 18 x 12,8
Материал - бумага
Техника - гуашь
Инвентарный номер - РС-15924
Приобретено у М.П. Басмановой, дочери художника (Санкт-Петербург). 2006
Для Павла Басманова сюжет прогулок женщин и детей на фоне степного пейзажа стал ключевым в его творчестве. В основу легли его собственные детские впечатления. Басманов родился и вырос в далекой Сибири, в степном алтайском селе. Бескрайний простор родных степей сформировал мироощущение художника. Оно выразилось в нескольких десятках графических листов, созданных в 1931–1937 годах и объединенных в серию «Прогулки».
В работе «Мать» 1937 года, входящей в эту серию, нет видимого действия – центральные фигуры матери и ребенка изображены статично на фоне пустого пейзажа. Композиция рисунка строго делится двумя основными линиями – вертикалью фигур и горизонталью земли. На лаконичную и ясную манеру Басманова оказал влияние постсупрематический «второй крестьянский цикл» К.С. Малевича, созданный в 1928–1932 годах. Знакомство с принципами супрематизма произошло благодаря дружбе художника с учениками Малевича – В.В. Стерлиговым, В.М. Ермолаевой. Однако Басманов идет больше в сторону лирической вдохновенности женских и детских образов. За счет низкого горизонта несколько удлиненная фигура матери приобретает практически вселенский масштаб, а условность и обобщенность изображения делает ее образ универсальным женским символом. Басманов в своих «Прогулках» приближается к идеалам древнерусских фресок, с их монументальностью и внутренней духовной силой.
За свою долгую творческую биографию Павел Басманов не снискал громкой славы. Он работал уединенно и замкнуто, его художественные искания лежали за рамками господствующего в СССР стиля соцреализма. Серия «Прогулки» является лучшим созданием Басманова и принадлежит к числу характерных произведений русской станковой графики 1930-х годов.