Летние месяцы 1888 года Софья Петровна Кувшинникова вместе с И.И. Левитаном, ее учителем и другом, и художником А.С. Степановым работала в маленьком, но уютном городке Плёсе. Расположенный на высоком волжском берегу, он и ныне привлекает своей живописностью, колокольнями и церквями, купола которых видны издали с приближающихся пароходов. Каждый из пейзажистов в своих картинах или этюдах запечатлел неповторимый облик этих мест.
В прогулках по Плёсу внимание художников привлекала деревянная церковь XVII века в честь святых апостолов Петра и Павла. Она возвышалась на одном из городских холмов. За ветхостью храма службы в нем проходили редко, но для художников отец Яков и «старенький, словно обросший мхом дьячок» открыли скрипучие двери и отслужили службу. Старинные образа, древний иконостас, огоньки свечей в сумеречном пространстве церкви, звучание голосов и «удары старого, точно охрипшего маленького колокола» настраивали души на особое возвышенное состояние, охватившее живописцев. Тогда же Левитан и Кувшинникова оставили в своих этюдах живописные свидетельства внутреннего убранства старой сельской церкви. Этюд Софьи Петровны «В Петропавловской церкви города Плёса, на Волге» в 1889 году с выставки Московского общества любителей художеств приобрел П.М. Третьяков. Это стало важным событием ее творческой судьбы, на которое тут же откликнулся Чехов. «Поздравляю Вас с вступлением в ряды бессмертных... Каждая картина, взятая в галерею, и каждая порядочная книга, попавшая в библиотеку, служат великому делу: скоплению в стране богатства», – обращался Антон Павлович к художнице. Выдержанная в коричнево-охристых тонах живопись этюда Кувшинниковой хорошо передает атмосферу старинной деревянной церкви. Спустя несколько лет, в 1897 году, уже после расставания с Левитаном, она вернулась в Плёс и вновь исполнила интерьер так полюбившейся Петропавловской церкви (Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).
Этюд Левитана
«Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге» (1888) через два года, в 1890-м, также был приобретен П.М. Третьяковым.