Софья Петровна Кувшинникова вспоминала, что в течение восьми лет ей «пришлось быть ученицей, товарищем по охоте и другом Левитана» и что эти «восемь лет, посвященных практическому изучению природы» под руководством великого пейзажиста – «это выше всякой школы». Ученицей она оказалась очень восприимчивой. Уже в первых совместных с Левитаном работах заметен настоящий рывок в художественном освоении пейзажного мира. «Мое царство – среди полей, лесов, цветов, снега», – признавалась художница позже. Нередко Левитан и Кувшинникова одновременно писали один и тот же пейзаж, а иногда она обращалась к мотиву, который раньше уже был разработан ее учителем. Так случилось и с небольшой работой «Весенний пейзаж», основой для которого послужил рисунок Левитана «Зимние сумерки» (1886, местонахождение неизвестно) с темными стволами облетевших деревьев, вершины которых обрезаны верхним краем листа. Рисунок, подаренный Левитаном Софье Петровне, находился в ее собрании.
Образную основу «Весеннего пейзажа» Кувшинниковой составляет контраст темных стволов деревьев и широкого светлого пространства открывающихся за ними далей. В неглубоких ложбинах еще белеет снег, но робко зеленеющая трава и окутанный легким маревом теплого воздуха дальний лесок уже дышат весной, хотя обнаженные ветви старых деревьев переднего плана долго будут ждать весенней листвы. Пейзажи художницы чаще всего изображают природу средней полосы России.
Владимирская и Тверская губернии с живописными озерными пейзажами, Волга, приволжские городки, прячущиеся в зелени старые монастыри давали неисчерпаемые зрительные и эмоциональные впечатления и ложились в основу камерных пейзажей Кувшинниковой.