В картине Софьи Петровны Кувшинниковой «Монастырская стена» изображены въездные ворота Водовзводной башни Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом; это место и сейчас узнаваемо. Привлекательность картины – не только в ее своеобразной документальности, но и в самом образе тихого, уютного уголка подмосковной природы. Опадающая с деревьев золотистая листва ложится на еще зеленую траву, и этот звучный цветовой акцент вносит легкую ноту декоративности в лирическое звучание пейзажа. Прозрачность поредевших крон деревьев контрастирует с темно-зелеными густыми хвойными лапами ели. За деревьями белеет мощная монастырская стена. Основанный в XIV веке, монастырь завершил сложение своего уникального архитектурного облика к XVII столетию.
Живописные окрестности Саввинского монастыря привлекали многих художников. В этих местах любил работать А.К. Саврасов, здесь последние годы жизни проводил Л.Л. Каменев. И.И. Левитан создал множество этюдов, связанных с пейзажами Саввино-Сторожевского монастыря. Известна его литография, воспроизведенная в 1884 году с видом на ту же часть монастырской стены, что изобразила годы спустя Софья Кувшинникова в своей картине.
Она не имела систематического художественного образования, и ее знания и творческие успехи связаны с годами тесной дружбы с Левитаном и учебы у него. Начиная с 1886 года она в течение восьми лет была неизменной спутницей художника в его летних поездках на Волгу, во Владимирскую губернию; Кувшинникова также много работала рядом с Левитаном в Подмосковье. Лирическое, интимное понимание природы художница восприняла в постоянном творческом общении с Левитаном.
Картина «Монастырская стена» принадлежит к лучшим ее пейзажным произведениям. За эту картину Софья Петровна в 1897 году была принята полноправным членом в Московское общество любителей художеств. В выставках Общества она активно экспонировала свои произведения начиная с 1887 года. Софья Петровна Кувшинникова была незаурядной и одаренной личностью. Живым характером, общительностью, музыкальностью, преданностью искусству она привлекала к себе многих современников, создав ставший широко известным в Москве художественно-литературный салон. В ее доме бывали А.П. Чехов, его брат Михаил, актеры М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, А.И. Сумбатов-Южин, художники А.С. Степанов, И.Е. Репин и, конечно, Левитан. Некоторые особенности характера Кувшинниковой и ее дружбы с Левитаном нашли отражение в повести Чехова «Попрыгунья», что стало причиной прерывания на несколько лет дружеских отношений художника с писателем.
Софья Петровна оставила содержательные воспоминания о И.И. Левитане, которые служат важным источником для всех изучающих творчество великого пейзажиста.