Иван Акимов, академик и адъюнкт-профессор Санкт-Петербургской Академии художеств, был одним из крупнейших представителей русской исторической живописи XVIII века. В переведенном им на русский язык «Иконологическом лексиконе…» (СПб., 1763) Лакомба де Презеля, Сатурн, символизирующий Время, описывается следующим образом: «Представляют его в виде крылатого старика, что значит скорость времени; в руке у него коса, показывая чрез то, что он все пожинает».
Философская категория Времени, его быстротечности и бренности всего сущего волновала воображение художников на протяжении многих столетий. Среди предшественников Акимова, писавших картины и рисунки с одноименным сюжетом, были А. ван Дейк (1627, музей Жакмар-Андре), Ф Перрье (около 1630–1635, Штеделевский художественный институт), П. Миньяр (1694, Денверский художественный музей). По композиции картина Акимова наиболее близка к офорту Ф. Перрье (1632–1633) из Британского музея. Однако от барочной патетики и динамики Перрье и ван Дейка изображение Акимова отличается классицистической ясностью и гармонией. Скорбный взгляд Амура не искажает миловидности его лица, движения Сатурна неторопливы и полны величия. Поза Сатурна, сидящего на камне, обладает классицистической устойчивостью, но не лишена и некой подвижности благодаря тому, что ноги опираются на разноуровневое основание. Такое же решение Акимов использовал ранее для фигуры главного героя на картине
«Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета» (1782). Пластическая выразительность форм и правильно найденные пропорции делают маленькое произведение Акимова шедевром зрелого периода его творчества.
Представленный сюжет имеет многозначную трактовку. Во-первых, он наталкивал на рассуждения о безжалостном и неумолимом Времени, которое уничтожает все на своем пути, в том числе и любовь. В данном случае образ Сатурна можно трактовать также как символ старости. Амур же, или Эрос, ассоциировался не только с любовью, но и с плотскими желаниями, которые угасают по мере наступления старости. Старость ослабляет физические возможности человека и гасит в нем любые желания, любую творческую и созидательную энергию, иными словами, обрезает крылья.
Картина всегда хранилась в частных коллекциях: П.П. Свиньина (до 1834), Ф.И. Прянишникова, а позднее – П.М. Третьякова.