Смирновский Иван (До 1783 - не ранее 1825)
Портрет А.М. Юрьева
1799
Размер - 68,7 x 58,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.85
Приобретено П.М. Третьяковым
Изображение относится к типу кабинетного портрета, получившему широкое распространение во второй половине XVIII – первой половине XIX века. Мундир определенной расцветки и покроя позволял точно обозначить статус изображенного, его чин на гражданской или военной службе. Получение нового чина часто становилось поводом для заказа портрета художникам. Сочетание в композиции портрета мундира и приоткрытой книги не слишком распространено. Но мотив приоткрытой книги, заложенной пальцами портретируемого, близок к тому, который имеется на «Портрете молодого человека с мопсом», исполненном тем же автором.
Ритм портрета строится на повторении густых и крупных белильных красочных мазков, посредством которых исполнены манжеты, воротник и плюмаж на шляпе модели. Уверенные и схематичные движения кисти художника позволяют предположить, что он исполнил немало подобных портретов.
На подрамнике картины старинная надпись: «Гнъ Юрьевъ». Изображенный одет в мундир Санкт-Петербургской губернии образца 1797 года. В петлице мундира – орден Св. Владимира 4-й степени. Белый плюмаж лежащей на столике шляпы свидетельствует о высоком чине изображенного лица. Все эти детали позволили определить, что на портрете изображен Алексей Михайлович Юрьев (1742–1824), статский советник, директор Государственного заемного банка в Санкт-Петербурге.
Портрет имеет слева внизу монограмму: IS. Она позволила А.В. Лебедеву высказать предположение об авторстве Ивана Смирновского в отношении этого портрета. Ученый сравнил его стилистику с портретами «молодого человека с мопсом» и А.К. Кокшарова (оба в Третьяковской галерее). Эти полотна имеют сходное композиционное и стилистическое решение. Технико-технологическое исследование 2007–2008 годов подтвердило версию об авторстве И.Смирновского.
Портрет Юрьева является ярким примером камерного натурного портрета, отражавшего веяния эпохи предромантизма с ее интересом к миру сложных неоднозначных переживаний человека.