В начале XX века художник-примитивист Нико Пиросмани создаёт картину «Семейная компания», которая отсылает и к жанру группового портрета, особенно популярному в голландском искусстве (например, статично сидящие за столом персонажи присутствуют на картине Антониса Корнелиса «Банкет членов амстердамской гильдии арбалетчиков» 1533 года), и к традиционной композиции Тайной вечери.
Пиросмани изображает семейное торжество по случаю свадьбы. На фоне деревьев за вытянутым столом, покрытым белой скатертью, сидят члены семьи, повернутые строго фронтально к зрителю. Горизонталь композиции подчеркнута тем, что их головы находятся на одном уровне. Чтобы добиться такого эффекта, художник специально изображает невесту в соломенной шляпке. Даже официант с подносом вписывается в эту общую линию. А мощные стволы деревьев на заднем плане создают ясный и четкий ритм пространственных построений.
Динамику композиции придают два персонажа на переднем плане. Это маленький мальчик (благодаря ему на картине появляется тема преемственности поколений) и жених, вставший со своего места и поднявший бокал, чтобы произнести тост. Оказавшаяся между ними шляпа находится ровно по центру картины и рифмуется и со шляпкой невесты, и с соломенным сиденьем стула справа.
Важная для грузинской культуры тема, появляющаяся в «Семейной компании», – тема изобилия. На столе – разнообразные вина, колбасы, рыба и курица. Интересно, что курица и колбаса на блюде слева просвечивают: за ними ясно видны и очертания стола, и одежда персонажей, сидящих за столом.
В особом колорите картины Пиросмани можно увидеть влияние пейзажей его родной Грузии. Он активно использует чёрный (это не краска, а незакрашенная клеёнка, на которой написана «Семейная компания»), напоминающий о тёмном цвете гор, ярко-жёлтый – цвет солнца, синий, как небо или горные реки, и белый, напоминающий облака.