Наивное искусство Нико Пиросманашвили, или Пиросмани, вызвало большой резонанс среди художников-авангардистов в начале XX века. Оно было той свежей струей в искусстве, на поиски которой Поль Гоген отправился во Французскую Полинезию и которую видели в работах французского художника-примитивиста Анри Руссо. «Рыбак среди скал» – произведение Пиросмани, где есть и самобытность художественного языка, и грузинский колорит.
Ловля рыбы в горном ручье – сюжет не одной картины художника: в Государственном музее искусств Грузии хранится работа 1908 года «Рыбак в красной рубахе». Для обеих картин Пиросмани использует схожие материалы – масляную краску на клеенке. Выбор был связан с обстоятельствами жизни художника: он нередко обменивал свои картины на еду в трактирах-духанах и не имел лишних денег на покупку материалов. Тем не менее Пиросмани виртуозно использовал и черную клеенку в качестве основы, и весьма ограниченный набор красок – в «Рыбаке среди скал» только три цвета, которые художник искусно смешивает: синий, желтый и белила.
Композиционно «Рыбак среди скал» напоминает икону: главный герой изображен строго фронтально в обрамлении скал, и даже его соломенная шляпа напоминает нимб над головой святого. Пиросмани оставляет нетронутой черную клеенку как контур для обрамления скал, горного ручья, фигуры рыбака, ведра и усатого сома. Единственная деталь, которая не нуждается в контуре, – желтая соломенная шляпа: на фоне синего неба она отчетливо выделяется и почти светится.
Нико Пиросмани не получил серьезного профессионального образования, но на него явно влияли фрески грузинских церквей: об этом говорит и цветовая палитра с использованием желтого и синего, и иконописная манера изображения скал. Как тонкого колориста Пиросмани характеризуют голубые и желтые рефлексы на рубахе, а условный рисунок, характерные усы рыбака и его приподнятые брови выдают принадлежность картины к наивному искусству.