Пиросманашвили Нико (Николай Асланович) (1862-1918)
Кало. Гумно в грузинской деревне
1915
Размер - 80,4 x 101,7
Материал - картон на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10387
Приобретено с Юбилейной выставки искусства народов СССР, Москва. 1927
Жизнь «наивного» художника Нико Пиросмани была овеяна мифами и легендами еще при жизни. Известно, что он родился в семье крестьянина-садовода в селе Мирзаани. Родители рано умерли, и его взяли на попечение в семью дворян Калантаровых. Около 1883 года Нико познакомился с молодым художником Геворком (Георгием) Башинджагяном, уроженцем соседнего села Сигнахи, только что окончившим Императорскую Академию художеств в Петербурге. Вероятно, Нико хотел спросить совета, где лучше получить образование художника. Но предпочел остаться в Грузии и обучиться типографскому делу в частной типографии Миллера в Тифлисе. Приблизительно в конце 1880-х вместе с живописцем Г. Зазиашвили он открыл мастерскую по изготовлению вывесок. Однако собственное дело не получило развития, и Нико пришлось искать работу на железной дороге, а позже в торговле. К изготовлению вывесок и настенных панно по заказам владельцев трактиров, духанов, винных погребов и увеселительных заведений Пиросмани вернулся в 1900–1901 годах.
В 1912 году начинающие художники, увлекавшиеся футуристической поэзией и новым искусством, Михаил Ле-Дантю, братья Кирилл и Илья Зданевичи начали коллекционировать произведения Пиросмани, а в 1913 году Михаил Ларионов включил его работы в состав авангардной выставки «Мишень». Построенные на выразительных контрастах застольные сцены, пейзажи, образы животных на глухом черном фоне стали визитной карточкой творчества Пиросмани и принесли ему мировую известность.
Деревенский пейзаж «Кало. Гумно в грузинской деревне» – единственный образец этого жанра в творчестве Пиросмани, хранящийся в нашем музее. Художник изобразил древнейший способ молотьбы зерна с помощью домашнего скота, запечатленный еще в древнеегипетских фресках. Прямо на земле расстилали снопы пшеницы, по которым прогоняли быков. От ударов их копыт зерно высыпалось из колосьев. Композиция строится по законам симметрии. На подготовленной поляне крестьяне запрягают быков, направляя их в разные стороны. Позади крестьянин в белой одежде занят провеиванием обмолоченного зерна. Справа полосатая палатка с ребенком, играющим с собакой, и большой амбар для зерна. Слева женщина в белом фартуке и косынке несет, вероятно, молоко для маленького сына. Действие картины подчиняется неспешному ритму сельской жизни, наполненной идиллическим покоем. Однако сочетание резких желтоватых оттенков и иссиня-черных тонов рождает тревожное чувство. Это противоречие делает работы Пиросмани запоминающимися, отличает его индивидуальный стиль.
В списке произведений художника, составленном И. Зданевичем, картина названа «Молотьба хлеба в деревне (Кало)», в альбоме «Нико Пиросманашвили. 1862–1918» (1984) – «Молотьба в Картли». Картина с похожей композицией, но в иной, более светлой и спокойной цветовой гамме, хранится в Доме-музее Н.А. Пиросманашвили в Мирзаани (Грузия).