Крамаренко Лев (1888(1889)-1942)
Раннее утро. Самарканд
1934
Размер - 63,5 x 51,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-4709
Приобретено у И.А. Жданко, вдовы художника, Москва. 1987
Начало творческой карьеры Льва Крамаренко связано с Парижем первого десятилетия бурного ХХ века. Он учился в академии Рансона у Пьера Боннара, Шарля Герена, Поля Серюзье и Мориса Дени, увлекшего начинающего художника монументальной живописью. По окончании академии он совершил путешествие по городам Европы, где изучал итальянские и византийские росписи, произведения Ханса фон Маре в Мюнхене, знакомился с музейными коллекциями классического искусства.
По возвращении Крамаренко стал одной из центральных и наиболее прогрессивных фигур в художественной жизни Украины 20-х – начала 30-х годов, профессором монументальной живописи Всеукраинской академии художеств, вел насыщенную общественную деятельность, инициировал выставки в Киеве Любови Поповой и Казимира Малевича, с которым подружился и состоял в переписке. Принимал активное участие в создании Объединения современных художников Украины (ОСМУ), стилистически близкого Обществу станковистов и германской «Новой вещественности». Из-за сложной экономической и политической ситуации переехал в 1932 году в Москву, где стал профессором Института повышения квалификации художников. Успешно совмещал профессиональную работу живописца с преподаванием.
В 1934 году Крамаренко отправился в поездку по Средней Азии, где писал произведения, сочетающие методы европейской живописи и этнографический ориентализм. В картине «Раннее утро. Самарканд» художник прибегает к постимпрессионистической манере письма, обобщая силуэты и формы, противопоставляя теплые и холодные цвета, используя их сложные градации; создавая форму предметов, он одновременно ее растворяет. Самарканд – некогда центр учености, где собирались лучшие умы мировой науки, – вдохновлял живописца своей историей и красотой древних сооружений. Интенсивный свет, четкие архитектурные формы, яркие национальные одежды современных горожан погружали его в атмосферу Востока.
Последняя поездка Льва Крамаренко в Самарканд стала для него трагичной. В годы Великой Отечественной войны он в числе преподавателей художественных институтов был отправлен в Среднюю Азию в эвакуацию, где в 1942 году скончался от тифа.