Чуйков Семен (1902-1980)
Мальчик с рыбой
1929
Размер - 103 x 61
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.10553
Приобретено у автора. 1930
Семён Афанасьевич Чуйков – один из официально признанных советских художников. Этнический русский, он родился и вырос в Киргизии, с которой всегда были связаны его творческие интересы. Чуйков учился в московском Вхутемасе (с 1926 – Вхутеин), где его «пестовали лучшие художники того времени – Машков, Штеренберг, Фаворский, Кончаловский, Лентулов, Куприн и, конечно, Роберт Фальк». У Фалька он проучился с 1924 по 1928 год.
«Мальчик с рыбой» – произведение раннего, ученического, периода творчества Чуйкова, одна из частей его дипломной работы. Художник вспоминал, что он повесил «на выставке дипломных работ около 15 картин», в центре которых было полотно «Собрание в ауле» (ныне в Третьяковской галерее). Картина написана по впечатлениям от творческой поездки на строительство Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиб, 1927–1930). Чуйкова не заинтересовали грандиозные виды одной из главных строек первой пятилетки СССР. В «Мальчике с рыбой» о проложенной магистрали напоминает лишь движущийся на заднем плане поезд, который органично включен в пейзаж среднеазиатской степи. В центре внимания – местный житель, казахский мальчик-подросток, возвращающийся с куканами рыб после удачной рыбалки. Чуйков, родившийся на киргизской земле и вышедший, по его признанию, из «самой что ни на есть простой малограмотной русской семьи», пишет не «пресловутую “восточную экзотику”, а простых людей», к жизни которых он всегда относился с большим вниманием. Он был убежден, что «художник более всего способен воспеть лишь то, что ему хорошо знакомо с детства».
Простой классический мотив – человек на фоне пейзажа – строит композицию картины, вертикаль стоящей фигуры и горизонталь поезда четко отмечают композиционные оси. Высокая линия горизонта позволяет представить всю фигуру мальчика на фоне золотистой земли. Свободный широкий мазок придает картине непосредственность живописного эскиза. Колорит построен на тонко найденных соотношениях охристо-коричневого, розового, бледно-голубого и серебристо-серого цветов. Охра одного из вагончиков поезда сливается с цветом знойной казахстанской степи, а стелющийся над составом дым перекликается с серо-голубым небом. Благодаря деликатным цветовым переходам достигнуто гармоничное сочетание фигуры и фона.