Потапин Вячеслав (1942-2020)
Портрет друга. В.Б. Соскиев
1995
Размер - 114 x 45 x 60
Материал - шамот
Инвентарный номер - СКС-3441/1-2
Дар В.М. Потапина. 2017
Вячеслав Михайлович Потапин родился в Оренбургской области, учился в Пензенском художественном училище им. Савицкого, в 1973 году окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова. После окончания института жил в Орле. В 1986 году переехал в Горький (Нижний Новгород). В 1990–1997 годах преподавал скульптуру и рисунок в Нижегородском театральном училище им. Е.А. Евстигнеева. В 1987 году Вячеслав Потапин получил мастерскую на Почтовом съезде, 19, и проделал огромную работу по восстановлению и поддержанию этого дома-мастерской. Именно здесь были созданы лучшие работы мастера, многие из которых украсили город. Сегодня в Доме-мастерской в историческом центре города проходят выставки, привлекающие большое число зрителей.
Ученик двух крупнейших мастеров скульптуры, Л.Е. Кербеля и М.Ф. Бабурина, Потапин вышел далеко за рамки усвоенного им в стенах МГАХИ им. В.И. Сурикова, создав неповторимый пластический язык – лаконичный, камерный, заключающий в себе тонкое понимание скульптурной формы и символическое звучание. Он задействовал широкий спектр художественных приемов, работал в разных материалах – камне, дереве и бронзе, привносил цвет в искусство скульптуры. Потапин подчеркивал особенности материалов, с которыми работал, будь то природная фактура дерева, шероховатость известняка, контраст блеска бронзы и патины. Его наследие включает обширную галерею добрых и обаятельных образов современников, среди которых есть и конкретные персонажи, и характерные для времени типажи. Особым психологизмом отмечены образы близких скульптору людей.
В «Портрете друга» Потапин не просто изображает хорошо знакомого ему человека, одногруппника по Суриковскому институту, известного художника Владимира Соскиева, но словно вживляет в свой пластический язык характерную манеру лепки этого скульптора.
Владимир Борисович Соскиев – признанный мастер, творчество которого основано на национальных образах и традициях Осетии. Его работы всегда ярки, оригинальны, исполнены душевной теплоты, философского содержания, искреннего интереса скульптора к жизни и к людям. На первый взгляд, упрощенные образы носят отчасти эскизный характер, и в то же время неповторимы. Мудрое спокойствие и умиротворенность, присущие как облику, так и характеру друга, с исключительной точностью переданы Потапиным в манере псевдопримитивизма.