Вячеслав Михайлович Потапин родился в Оренбургской области, учился в Пензенском художественном училище им. Савицкого, в 1973 году окончил Московский государственный академический художественный институт (МГАХИ) им. В.И. Сурикова. После окончания института жил в Орле. В 1986 году переехал в Горький (Нижний Новгород). В 1990–1997 преподавал скульптуру и рисунок в Нижегородском театральном училище им. Е.А. Евстигнеева. В 1987 году Вячеслав Потапин получил мастерскую на Почтовом съезде, 19, и проделал огромную работу по ее восстановлению. Именно здесь были созданы лучшие работы мастера, многие из которых украсили его родной город. Сегодня в доме-мастерской в историческом центре города проходят выставки, привлекающие туристов и жителей Нижнего Новгорода.
Ученик двух крупнейших мастеров скульптуры, Л.Е. Кербеля и М.Ф. Бабурина, Потапин вышел далеко за рамки усвоенного им в стенах института, создав свой неповторимый пластический язык – лаконичный, камерный, заключающий в себе тонкое понимание скульптурной формы и символическое звучание. Вячеслав Михайлович задействовал широкий спектр художественных приемов, работал в различных материалах: камне, дереве и бронзе, привносил цвет в искусство скульптуры. Он подчеркивал особенности материалов, с которыми работал, будь то природная фактура дерева, шероховатость известняка или контраст между блеском и патиной поверхности бронзы. Его наследие включает обширную галерею добрых, обаятельных образов современников, среди которых есть и конкретные персонажи, и характерные для времени типажи.
Скульптура «Одиночество» – автопортрет, в котором художник изобразил себя погруженным в раздумья. Герой сидит на плоском камне, его сомкнутые колени и сложенные локти практически слиты воедино, что создает предельно компактное пластическое решение образа благодаря обобщенному силуэту и целостному объему. Простое одеяние, совсем не похожее на современную одежду, напоминающее, скорее, античную тунику, сближает этот персонаж с гипсовыми слепками из Помпейского музея, где люди, застигнутые извержением Везувия, сидят, склонив голову, поджав под себя колени, одиноко застыв в вечном покое. В то же время одиночество творческого человека исполнено надежд на будущее, в нем нет ощущения тоски и страдания, но есть умиротворенность и гармония, которые дадут художнику вдохновение для новых замыслов.