Иван Чуйков, будучи причастным кругу московских концептуалистов, оказался в числе художников, выбравших предметом понятийного анализа саму проблематику изобразительного искусства, точнее – пластический язык живописи. Получив, как и многие нонконформисты, классическое образование в Московском государственном художественном институте им. Сурикова, Чуйков за короткое время прошел путь от погружения в советскую официальную художественную систему до ее полного отрицания. Осознанно поставив себя в позицию начинающего художника, он стал искать ответы на основополагающие вопросы изобразительного искусства: что такое живопись, что является предметом изображения и какие закономерности заключены в форме картины. Художник пишет: «Основополагающим историко-культурным открытием мне представляется первое изображение трехмерного мира на двухмерной плоскости. Это самый радикальный и до сих пор остающийся таинственным шаг. В этом смысле для меня неприемлем разговор о смерти живописи».
Выбирая в качестве точки отсчета вполне традиционные виды и жанры изобразительного искусства, Чуйков часто обращается к «нехудожественным» источникам, маргинальным визуальным знаковым системам, широко вошедшим в творческий оборот в эстетике концептуализма. Так, художник активно работает с выразительными возможностями языка инфографики – стендов с наглядной агитацией и дорожных знаков (иногда и напрямую используя их форму, как в объекте
«Дорожный знак II», 1973). Безошибочная узнаваемость и легкость считывания, основные качества инфографики, а также изобразительный ресурс пиктограмм оказались благодатным материалом и гибким инструментом для игры в «реалистическую» пост-картину, которая даже смогла стать сюжетной.
Живописная композиция «Дорожное происшествие» выполнена на планшете – художник взял за основу форму информационного щита. Лаконичные и выразительные силуэты изображений автор позаимствовал у нескольких дорожных знаков: «Осторожно, дети!», «Крутой спуск», «Скользкая дорога» и «Светофорное регулирование». Объединив их «иконографию» в динамичный коллаж, Чуйков развернул остросюжетное драматическое действие: беспечные разгильдяи-школьники перебегают дорогу на красный свет перед приближающимся автомобилем.
Заданный первоисточником контраст цветов усиливает внутреннее напряжение, умноженное ярко-красным кантом, – непременная часть ряда дорожных знаков выполняет роль экстравагантной «картинной рамы».