Иван Чуйков – одна из самых важных фигур в истории советского неофициального искусства 1970–1980-х годов. Получив классическое образование в Московском государственном художественном институте им. Сурикова, Чуйков прошел путь от погружения в советскую официальную художественную систему до ее полного отрицания. В конце 1960-х – начале 1970-х годов Чуйков впервые побывал в мастерских неофициальных художников – Владимира Янкилевского, Ильи Кабакова, Игоря Шелковского, составивших круг ближайших единомышленников и долгое время бывших едва ли не единственными свидетелями его личного творческого эксперимента.
Типологически творчество Ивана Чуйкова оказалось близко эстетическим новациям московского концептуализма, хотя его работы всегда отличала забота о пластической полноте и целостности формы. Художник с самого начала не отказывался от выразительных возможностей живописи. Программные работы Чуйкова так или иначе исследуют живописные проблемы: соотношение плоскости и объема, взаимодействие изображения и окружающего пространства, столкновение иллюзии и реальности. Под сомнение был поставлен лишь принцип натуроподобия, точнее, его однородность. В творчестве художника сложилась едва ли не уникальная, парадоксальная форма «живописно-скульптурного объекта», где сказалась генетическая связь с «картинной» эстетикой. Одним из первых образцов этого лабораторного «жанра» стал «Дорожный знак II» (1973).
Заимствуя у информационной графики язык предельно лаконичного высказывания, художник сочетает буквальное воспроизведение дорожного знака «Обгон грузовым автомобилям запрещен» с наивно-натуралистичными плоскостными и объемными изображениями покрытых листвой веток деревьев и облаков. Как основа произведения – параллелепипед, так и свободное расположение на его поверхности изображений уводят работу от привычного для традиционного искусства понятия «картина».
Чуйков выбирает нарочито обыденный мотив – выхваченный взглядом дорожный знак на фоне неба с облаками и верхушек деревьев, но резко фрагментирует изображение, оставляя «за кадром» окружающее пространство с дорогой, машинами и домами. Эффект иллюзии пространства, достигаемый в классическом искусстве средствами живописи и использованием линейной перспективы, здесь возможно обнаружить лишь при условии, что зритель приложит некоторое усилие – он получает маршрут движения вокруг объекта, заданный формой предмета и взаиморасположением его частей. Основа произведения в данном случае перестает быть условным носителем живописного изображения, а становится равноценной составляющей художественного образа.