Ивана Чуйкова, одного из важнейших представителей московского неофициального искусства 1970–1980-х годов, всегда отличало внимание к пластическим качествам произведения: предметом концептуального анализа художник избрал выразительные возможности изобразительного искусства, став одним из самых преданных исследователей его проблематики.
Убежденность в универсальном характере изобразительного искусства позволила Чуйкову находить материальное воплощение явлений и философских категорий, с трудом поддающихся визуализации, среди них – «пустота» и «бесконечность», в исследовании которых автор предлагает поучаствовать зрителю с помощью созданного им объекта.
Замысел возник у Чуйкова еще в 1978 году, когда художник работал над сериями фотографий «Зеркало». Сравнивая природу зеркального отражения и изобразительной иллюзорности, Чуйков задался вопросом: «Что отражается в зеркале, когда в него никто не смотрит, и отражается ли вообще?»
«Пустота» и «бесконечность» – категории, ставшие принципиальными для художников-концептуалистов и метафизиков, как правило, провоцировали на поиск изощренных творческих ходов. Чуйков же решает задачу показательно прямолинейно: предположив, что «объять необъятное» – не просто фразеологизм, а призыв к действию, художник конструирует устройство в виде зеркального лабиринта, внутри которого зритель видит бесконечное умножение внутреннего пространства аппарата, но не себя. Меняя систему привычных субъектно-объектных отношений, художник «сворачивает» пространство, придав ему вполне осязаемую, напоминающую обелиск конфигурацию прямоугольного параллелепипеда. Опредмечивание «пустоты» и «бесконечности» позволило художнику вывести зрителя в позицию «виртуального» наблюдателя. Находясь за пределами границ этой структуры, зритель лишается необходимости воспринимать себя как меру пространства, со стороны созерцая чистый опыт взаимодействия двух сложнейших явлений.
Как будто сомневаясь в чистоте своего «эксперимента», Чуйков признает, что существование наблюдателя и его позиция вносят фактор субъективности в процесс исследования. Идеальным условием, по словам автора, было бы создание прибора, абсолютно непроницаемого для зрительского взгляда, однако, уступая собственному интересу, он оставляет его стенки прозрачными, позволяя взглянуть на реальность «пустотой бесконечности».