Цедрик Андрей (1956-1998)
Человек и куча мусора
1980
Размер - 37,2 x 50
Материал - бумага коричневая
Техника - черный карандаш, белила
Инвентарный номер - РС-14573
Дар В.А. Цедрик, дочери художника. 1999
Рисунок входит в цикл произведений, запечатлевших жизнь, протекающую на ничейной, брошенной земле. Серия создавалась Цедриком на протяжении почти 30 лет и включает произведения, выполненные в разных техниках. Эта тема как сугубо натурная возникла в студенческие годы художника, в самом конце 1970-х. Источником для нее послужили окрестности Москвы в том месте, где к границе города подходят свалка и кладбище, а между ними тянутся пустыри. Уже в первой половине 1980-х тема оформилась в программную, а образ пустыря стал для художника метафорой современного мира.
Этот цикл типологически очень разнообразен. Часть его составляют изображения пустых пространств, открытых до горизонта и тяготеющих к центробежности, где бродят редкие фигуры, занятые неясными поисками. В этих работах господствует горизонталь, и люди со стертыми лицами существуют, не поднимая головы, забыв о небе. Их природное окружение скудно, следы созидательной деятельности не заметны. К этой группе работ принадлежит рисунок «Человек и куча мусора», большую часть композиции которого занимает ворох выброшенных, разбитых предметов, покрытых бурьяном. Они разбросаны на плоскости листа, лишенной глубины, образуя своими тонкими линиями прихотливый графический лабиринт. Слева к куче мусора примыкает фигура человека, чей обобщенный сухой контур почти сливается с изображением предметов. Однако сцена на пустыре, в которой человек представлен в незавидной роли, не выглядит безнадежной или отталкивающей. Ее изобразительный язык отстранен, а чистый белый цвет, возникающий на бумаге теплого тона и заливающий отдельные пространственные лакуны, начинает преображать замусоренный полуразрушенный мир.
В предисловии к выставке 1990 года автор определил свое кредо так: «В этом мире, в общем безобразном <…> и распадающемся, я прежде всего замечаю черты, не поддающиеся разрушению, порой едва заметные, но вселяющие остаточную надежду. Их-то я и пытаюсь запечатлеть».