Для Андрея Цедрика первая половина 1980-х годов – время поисков собственного стиля, когда художник перешел от работы с натуры к монументальной форме, экспериментировал с материалами и техниками. В этот период было создано несколько произведений, связанных с вопросами веры. Выбор такой темы был труден для автора: содержание художественной жизни тех лет было иным, традиции прерваны. Взяться за нее художника побудили глубокие личные переживания.
В 1981 году Русская зарубежная церковь прославила в лике святых его двоюродного деда, епископа Дамаскина (Д.Д. Цедрика), который был возведен в сан в 1924 году, когда церковь вступила в период гонений. Активно отстаивавший независимость церковной жизни от вмешательства атеистической власти, человек горячей веры, он был расстрелян в 1937 году после неоднократных ссылок и лагерных сроков. Семейная история побудила художника обратиться к библейскому образу Иакова, дерзнувшего вступить в борьбу с ангелом и ставшего воплощением сложного, свободного становления человека на пути к Богу.
Художник предполагал осуществить работу на доске, соединив живописные средства и контррельеф. Поэтому в эскизе необходимо было не только найти композиционное решение, которое воплотило бы драматическое напряжение сцены, но и передать специфику будущей работы в материале.
Иконография этого мотива хорошо разработана в европейском искусстве и чаще всего представляет фигуры в физическом противостоянии, лицом к лицу. Цедрик выбрал иной эпизод, когда борьба заканчивается, и Бог благословляет Иакова и дает ему новое имя. Обращение к рельефному изображению вынуждало художника вписать сцену в узкое пространство, как бы зажатое между двумя фронтальными плоскостями. Он расположил одну фигуру над другой, обобщая их формы и перенося центр действия в верхнюю часть композиции, тем самым приближая человека к небу. Закрученная спиралью фигура Иакова с выразительным взмахом рук полна движения, которое замедляется, попадая в полусферу осеняющих ангельских крыльев. Художник передает драматическую вибрацию воздуха вокруг фигур энергичными, с усилием нанесенными штрихами, соотнося их с будущими движениями инструмента по дереву и фактурой рельефных частей. Рисунок выполнен в три цвета – черный, терракотовый и белый, которыми художник передает одновременно и символическую, и зримую борьбу света и тьмы: поединок заканчивается с наступлением утра, когда «взыде заря».
Рельеф не был осуществлен, но в 1983–1984 годах Цедрик создал две другие композиции на этот сюжет, которые вошли в серию работ, обращенных к христианской традиции.