Кузнецов Павел (1878-1968)
Степной пейзаж со стадом
Начало 1920-х
Размер - 23,7 x 29,2
Материал - бумага верже
Техника - черная акварель, синий карандаш
Инвентарный номер - РС-16662
Приобретено у Г.С. Дурылина, Москва. 2017
В творчестве Павла Кузнецова «степные» работы занимают особое место. Именно они принесли ему широкое признание и поставили в ряд с ведущими мастерами европейской живописи. На вопрос, как он выработал свой стиль, художник однажды ответил: «Летом в степь ездил, а зимой в Париж. Так и выработал», – обозначив важные источники своего творчества.
Цикл степных произведений, известный также как «Киргизская сюита», был начат в конце 1900-х. В это время Кузнецов – глава московских символистов, переживавший творческий кризис, отправился в заволжские степи, где нашел натуру, позволившую ему вырваться из круга фантазий и смутных видений голуборозовского периода.
Символизм научил художника открывать в видимом мире его онтологическую глубину. Важными были также воспоминания саратовского детства. Степи – автобиографическая тема: «воздушно-степное пространство», открывавшееся за Волгой, откуда киргизы пригоняли в город овец и верблюдов, с детства манило художника. Во второй половине 1910-х годов Кузнецов странствует по степи, живет в юртах кочевников, а потом, возвращаясь в мастерскую, творит образ идеального Востока. Простор степных пейзажей, открытых до горизонта, позволил Кузнецову создать картину жизни, протекающей буквально между небом и землей, где в пространстве, пронизанном светом, в гармоническом единстве с природой существуют свободные люди. Кузнецовский Восток лишен экзотической причудливости, он открывается своей поэтической стороной и торжественной ритуальностью, присущими традиционному народному быту.
Первые произведения «Киргизской сюиты» появились на выставке объединения «Мир искусства» в 1911 году. Период «степей и верблюдов», живописный по преимуществу, завершился в первой половине 1920-х годов.
Чистый живописец, удивительный колорист, в начале 1920-х Кузнецов продолжает степную серию в небольших рисунках тушью. Условный язык графики позволил художнику воплотить опыт, накопленный за годы путешествий, с особой, конечной простотой. «Созерцательная тайна Востока» (П. Кузнецов) обретает в этих рисунках форму, обобщенную до визуального знака, чудесным образом не теряющую при этом живости и теплоты натурных впечатлений.
В «Пейзаже со стадом» огромное, ясно читаемое пространство устремляется к горизонту. В нем на расстоянии, едва доступном для человеческого взгляда, протекает жизнь кочевого народа. Требуется некоторое усилие, чтобы собрать рассыпанные точки и контуры в изображения людей, жилища, стада овец. Отдаленность делает неразличимым все случайное, отчего созданный художником мир кажется исполненным покоя и тишины. Средоточием движения Кузнецов делает небо, господствующее в композиции. Широкими легкими касаниями он изображает облака, которые как будто растут и меняются на глазах зрителя. Их полусферы вторят форме шатра кочевников. Подобие разномасштабных форм объединяет земное и небесное в единое целое, превращая вид степи в картину мироздания.