Кузнецов Павел (1878-1968)
В степи. Лежащие верблюды
Начало 1920-х
Размер - 23,6 x 31,5
Материал - бумага верже с водяным знаком
Техника - черная акварель, синий карандаш
Инвентарный номер - РС-16664
Приобретено у Г.С. Дурылина, Москва. 2017
В творчестве Павла Кузнецова «степные» работы занимают особое место. Именно они принесли ему широкое признание и поставили в ряд с ведущими мастерами европейской живописи. На вопрос, как он выработал свой стиль, художник однажды ответил: «Летом в степь ездил, а зимой в Париж. Так и выработал», – обозначив важные источники своего творчества.
Цикл степных произведений, известный также как «Киргизская сюита», был начат в конце 1900-х годов. В это время Кузнецов – глава московских символистов, переживавший творческий кризис, отправился в заволжские степи, где нашел натуру, позволившую ему вырваться из круга фантазий и смутных видений голуборозовского периода.
Символизм научил художника открывать в видимом мире его онтологическую глубину. Важными были также воспоминания саратовского детства. Степи – автобиографическая тема: «воздушно-степное пространство», открывавшееся за Волгой, откуда киргизы пригоняли в город овец и верблюдов, с детства манило художника. Во второй половине 1910-х годов Кузнецов странствует по степи, живет в юртах кочевников, а потом, возвращаясь в мастерскую, творит образ идеального Востока. Простор степных пейзажей, открытых до горизонта, позволил Кузнецову создать картину жизни, протекающей буквально между небом и землей, где в пространстве, пронизанном светом, в гармоническом единстве с природой существуют свободные люди. Кузнецовский Восток лишен экзотической причудливости, он открывается своей поэтической стороной и торжественной ритуальностью, присущими традиционному народному быту.
Первые произведения «Киргизской сюиты» появились на выставке объединения «Мир искусства» в 1911 году. Период «степей и верблюдов», живописный по преимуществу, завершился в первой половине 1920-х годов.
Чистый живописец, удивительный колорист, в начале 1920-х Кузнецов продолжает степную серию в небольших рисунках тушью. Условный язык графики позволил художнику воплотить опыт, накопленный за годы путешествий, с особой, конечной простотой. «Созерцательная тайна Востока» (П. Кузнецов) обретает в этих рисунках форму, обобщенную до визуального знака, чудесным образом не теряющую при этом живости и теплоты натурных впечатлений.
Верблюд, «лебедь степей», – одна из любимых моделей Кузнецова. На рисунке животные представлены как единственные созерцатели легчайшей «небесной архитектуры», возникающей в небе над степью. Большую часть композиции занимает изображение неба, в котором рождаются видения: ниспадающее движение воздушных струй и появление облака, легкой тенью обозначенного слева. Штриховка с мягкими тональными модуляциями вокруг и внутри фигур создает впечатление единой световоздушной среды, в которой как будто растворяется фигура верблюда справа. Метаморфозы света, разлитого в пространстве, художник мастерски передает лаконичными средствами черно-белого рисунка.