В провинции середины XVIII века портрет был еще явлением новым и довольно редким. Владельцы усадеб нечасто заказывали свои изображения. Однако Николай Иванович Тишинин (1727–1773) собрал в своем ярославском поместье Тихвино-Никольское целую фамильную галерею. Сразу три портрета – кроме представленного, также
супруги К.И. Тишининой и
дочери Е.Н. Тишининой – он заказал устюжскому художнику И.К. Березину. В настоящее время все три картины являются собственностью Третьяковской галереи.
Портрет написан с натуры, что подтверждает надпись на обороте. Тишинин изображен в военном мундире со свитком в руке на фоне палаточного лагеря. Возможно, картина отражает реалии тогдашней жизни заказчика: он исполнял должность курьера во время Семилетней войны, в которой Россия тогда участвовала.
В то же время Березин соблюдает все принципы парадного изображения эпохи барокко. Величественная поза героя портрета возвышает его над окружающим ландшафтом, где обобщенно написанный палаточный лагерь в отдалении служит скорее условным обозначением пространства, чем изображением какой-то конкретной местности. Массивная резная тумба с волютами использована в качестве постамента для треуголки и свитка. Колорит свитка со световым рефлексом, напоминающим отблеск металлической кирасы, делает его похожим на полководческую подзорную трубу. Нарочитый указующий жест левой руки модели поддерживает общий торжественный строй портрета.
Иван Козмич Березин большую часть жизни прожил в Великом Устюге, и навык работы с кистью приобрел от отца. Его художественный метод формировался, опираясь в большей степени на местную иконописную традицию, чем на современную светскую живопись. Поэтому, соблюдая все условности парадного портрета, Березин использует приемы, архаичные для портретистов середины XVIII века. К таковым можно отнести отсутствие глубокой пластической моделировки, застылость фигуры и условность позы, преобладание локальных цветов.
До сих пор не решен вопрос о том, как произошла встреча художника с Н.И. Тишининым.
Н.И. Тишинин (1727–1773) был офицером лейб-гвардии Измайловского полка, он обладал поместьями в Ярославской, Костромской и Вологодской губерниях. Его биография могла бы стать заурядной, как и у сотен других провинциальных помещиков, если бы не обширный круг интересов и маниакальное стремление к знаниям, которое сделало его человеком передовых взглядов, одним из видных деятелей эпохи Просвещения. Тишинин занимался изданием книг собственного сочинения, состоял членом Вольного экономического общества, серьезно изучал архитектуру и принимал участие в проектировании собственного дома в усадьбе Тихвино-Никольское. Его недостроенную усадьбу удостоила посещением императрица Екатерина II во время путешествия по Волге в мае 1767 года.
Среди корреспондентов Тишинина числились известный гравер М.И. Махаев и выдающийся архитектор В.И. Баженов. Личное знакомство связывает его с И.Я. Вишняковым – наиболее значимым русским художником середины XVIII века, у которого Н.И. Тишинин заказал свои первые семейные портреты.