Портрет Екатерины Николаевны Тишининой (1754 – 1828) происходит из ее родового поместья Тихвино-Никольское Ярославской губернии, также как и изображения ее родителей:
Н.И. Тишинина (1758) и
К.И. Тишининой (1759; оба – в Государственной Третьяковской галерее). Изображения Тишининых представляют собой уникальный пример одной из первых провинциальных фамильных портретных галерей. Для середины XVIII века подобный заказ был еще большой редкостью. Идея создания фамильной галереи принадлежала отцу Екатерины Николаевны. Н.И. Тишинин отличался передовыми взглядами и был горячим последователем идей Просвещения. Подражая образованным столичным аристократам, он старался воспитывать свою единственную дочь в духе века Просвещения, тратя немалые средства на приглашенных учителей и лично подбирая Екатерине книги для чтения.
На представленном портрете Екатерине Николаевне всего четыре года, но, как и было принято в первой половине XVIII века, девочка представлена в образе взрослой барышни. На ней надето платье с фижмами и туфли на высоких каблуках. Парик с гладко уложенными волосами, украшенными крупными цветами, соответствует моде 1760-х. Березин использует устоявшуюся схему парадного портрета, ставшую к середине XVIII века традиционной в кругу придворной аристократии. Близкие по содержанию детские образы можно встретить в творчестве И.Я. Вишнякова: «Портреты Сары Фермор» и «Вильгельма Фермор» (Государственный Русский музей),
«Портрет Н.Ф. Голицына» (1760, Государственная Третьяковская Галерея).
Маленьких детей нередко изображали с птицами. Эта давняя европейская традиция была заимствована в XVIII веке русскими художниками. Например, в Третьяковской галерее хранится
портрет Девочки с птичкой, который приписывают И.Я. Вишнякову. Птенец в руках Тишининой напоминает молодого щегленка, еще не успевшего приобрести красное оперение на голове. Изображению щегла придавали многогранное значение. Среди прочего щегол символизировал духовное начало в человеке.
Имя художника И. Березина не достаточно широко известно. Одна из причин этого – небольшое число сохранившихся его работ. Кроме трех произведений из Третьяковской галереи до наших дней уцелел только один портрет его кисти, находящийся в Солигаличском краеведческом музее. Учился живописи Березин у отца – иконописца. Связь с иконописной традицией выражена в статичных позах моделей его портретов, в использовании ярких локальных красок и отсутствии тональных переходов, в том, как сложно дается художнику построение объемной фигуры.
Представленный портрет интересен тем, что является частью неповторимого усадебного быта и несет в себе отпечаток мировоззрения его обитателей.