Сергей Ануфриев – одна из самых ярких фигур русской альтернативной художественной сцены 1980–1990-х годов. Ануфриев очень рано определился с творческими приоритетами: выбрав своими учителями представителей московского концептуализма, он стал проводником этого направления в родной Одессе. В начале 1980-х Ануфриев влился в ряды московского художественного сообщества и быстро стал участником всех важнейших событий этого времени – выставок в галерее АПТАРТ и «Клуба авангардистов» (КЛАВА), концертов групп «Поп-механика» и «Среднерусская возвышенность»; в это же время он работал в мастерских сквота в Фурманном переулке.
В 1987 году Сергей Ануфриев вошел в число сооснователей группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» вместе с художниками Павлом Пепперштейном и Юрием Лейдерманом. Принадлежность к группе определила стилистику собственного творчества Ануфриева. Медгерменевты, которых относят к младшему поколению «московской концептуальной школы», опирались на разработанную концептуалистами терминологию и методологию работы над художественным произведением. «Инспекторы» сформулировали собственную мифологию, частью которой стали элементы популярной культуры, религиозные и политические понятия, идеологические штампы, трансформированные в понятный и успокаивающий зрителя образ, узнавание которого гарантировало наступление «терапевтического эффекта». Роль знакомого образа часто играло «детское». Многие художники-нонконформисты старшего поколения зарабатывали на жизнь созданием иллюстраций к детской литературе, поэтому младшее поколение восприняло эту тему как неотъемлемую составляющую неофициальной художественной среды, сделав образно-изобразительный репертуар русской сказки и детского фольклора органической частью собственного языка.
Для создания серии, к которой принадлежат «Механические человечки» (1989), Ануфриев выбрал технику коллажа. Вслед за сюрреалистами медгерменевты высоко оценили возможности коллажа с его неожиданными эффектами, возникающими при сопоставлении изображений, изъятых из первоначального контекста, и множеством интерпретаций, которые эти сопоставления провоцируют. Основой композиции служит лист с иллюстрацией к книге для детей С. Сахарнова «Рам и Рум» (1964, художник Ю. Смольников) о фантастических приключениях двух механических человечков, увлеченных созданием самодельных машин – самолета, катера и ракеты. Изображение двух роботов, работающих отбойным молотком, дополнено морским пейзажем с парусником. Сосуществование в композиции сцены труда и идиллического образа природы создает парадоксальную ситуацию одушевления грезящих об отдыхе машин, призванных, по мысли писателей-фантастов, освободить человека от изнурительного труда.