Ануфриев Сергей (род. 1964)
Удочки зимой
1989
Размер - 23,5 x 16,7
Материал - бумага
Техника - коллаж, цветная печать
Инвентарный номер - НТ ГФ-464/9
Дар автора. 2012
Сергей Ануфриев – одна из самых ярких фигур русской альтернативной художественной сцены 1980–1990-х годов. Ануфриев очень рано определился с творческими приоритетами: выбрав своими учителями представителей московского концептуализма, он стал проводником этого направления в родной Одессе. В начале 1980-х Ануфриев влился в ряды московского художественного сообщества и быстро стал участником всех важнейших событий этого времени – выставок в галерее АПТАРТ и «Клуба авангардистов» (КЛАВА), концертов групп «Поп-механика» и «Среднерусская возвышенность»; в это же время он работал в мастерских сквота в Фурманном переулке.
В 1987 году Сергей Ануфриев вошел в число сооснователей группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» вместе с художниками Павлом Пепперштейном и Юрием Лейдерманом. Принадлежность к группе определила стилистику собственного творчества Ануфриева. Медгерменевты, которых относят к младшему поколению «московской концептуальной школы», опирались на разработанную концептуалистами терминологию и методологию работы над художественным произведением. «Инспекторы» сформулировали собственную мифологию, частью которой стали элементы популярной культуры, религиозные и политические понятия, идеологические штампы, трансформированные в понятный и успокаивающий зрителя образ, узнавание которого гарантировало наступление «терапевтического эффекта». Роль знакомого образа часто играло «детское». Многие художники-нонконформисты старшего поколения зарабатывали на жизнь созданием иллюстраций к детской литературе, поэтому младшее поколение восприняло эту тему как неотъемлемую составляющую неофициальной художественной среды, сделав образно-изобразительный репертуар русской сказки и детского фольклора органической частью собственного языка.
Для создания серии, к которой принадлежат «Удочки зимой» (1989), Ануфриев выбрал технику коллажа, использовав фрагменты иллюстраций к разным детским книгам. В одной композиции здесь совмещены рисунки к книге «Лёля и Минька» М. Зощенко (1984, художник В. Колтунов) и к сборнику стихотворений «Два мороза» (1976, художник Л. Кузнецов). Разрозненные изображения, изъятые из первоначального контекста, при сопоставлении приобретают новые связи, и пустынный зимний пейзаж, служащий основой композиции, сопоставленный с изображением двух школьников с удочками в руках, становится то ли местом будущего действия, то ли свидетелем прошедшего, заставляя зрителя теряться в догадках. Вслед за сюрреалистами медгерменевты высоко оценили возможности техники коллажа с его неожиданными эффектами, возникающими при наслоении изображений, и множеством интерпретаций, которые они провоцируют.