Ануфриев Сергей (род. 1964)
Нянюшкины истории
1989
Размер - 24 x 19,7
Материал - бумага
Техника - коллаж, цветная печать
Инвентарный номер - НТ ГФ-464/12
Дар автора. 2012
Сергей Ануфриев – одна из самых ярких фигур русской альтернативной художественной сцены 1980–1990-х годов. Ануфриев очень рано определился с творческими приоритетами: выбрав своими учителями представителей московского концептуализма, он стал проводником этого направления в родной Одессе. В начале 1980-х Ануфриев влился в ряды московского художественного сообщества и быстро стал участником всех важнейших событий этого времени – выставок в галерее АПТАРТ и «Клуба авангардистов» (КЛАВА), концертов групп «Поп-механика» и «Среднерусская возвышенность»; в это же время он работал в мастерских сквота в Фурманном переулке.
В 1987 году Сергей Ануфриев вошел в число сооснователей группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”» вместе с художниками Павлом Пепперштейном и Юрием Лейдерманом. Принадлежность к группе определила стилистику собственного творчества Ануфриева. Медгерменевты, которых относят к младшему поколению «московской концептуальной школы», опирались на разработанную концептуалистами терминологию и методологию работы над художественным произведением. «Инспекторы» сформулировали собственную мифологию, частью которой стали элементы популярной культуры, религиозные и политические понятия, идеологические штампы, трансформированные в понятный и успокаивающий зрителя образ, узнавание которого гарантировало наступление «терапевтического эффекта». Роль знакомого образа часто играло «детское». Многие художники-нонконформисты старшего поколения зарабатывали на жизнь созданием иллюстраций к детской литературе, поэтому младшее поколение восприняло эту тему как неотъемлемую составляющую неофициальной художественной среды, сделав образно-изобразительный репертуар русской сказки и детского фольклора органической частью собственного языка.
При создании серии композиций, к которым относится лист «Нянюшкины истории» (1989), художник использовал иллюстрации к детским книгам. Изъяв изображение из книги и разорвав его связь с литературным источником, Ануфриев фокусирует внимание на изначально заложенном в композиции мотиве «художник-демиург». Героиня буквально сплетает «ткань повествования», придавая идее визуальное воплощение: напоминающая вышивку орнаментализованная композиция вынесена в подобие пузыря в верхней части изображения.