Браз Иосиф (Осип Хайм-Иосель) (1872-1936)
Портрет Петра Ивановича Нерадовского
1920–1921
Размер - 39,7 x 30,9
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-682
Дар М.Л. Бродского, Париж. 1967
В судьбах Иосифа Браза и Петра Нерадовского (1875–1962) много общего: они учились в мастерской Ильи Репина в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, оба работали в основном в жанре портретной живописи, писали также натюрморты, преподавали, участвовали в деятельности Дома искусств в Петрограде. Оба с полной самоотдачей трудились в музеях: Нерадовский в течение двадцати лет возглавлял художественный отдел Русского музея, а Браз работал хранителем голландской живописи, экспертом и реставратором в Эрмитаже. Позже за увлеченность старым искусством оба поплатились арестом.
Портрет Нерадовского входит в ряд произведений Браза, на которых он изображал своих друзей и знакомых художников. Эти работы, написанные в основном в конце 1890-х – 1910-е, разнообразны по видам (в полный рост, поколенные, поясные, оплечные) и по стилистике (многие из них отмечены влиянием импрессионизма и модерна, привитых художнику во время учебы в школе Шимона Холлоши в Мюнхене). Работы мастера в этом жанре, созданные после революции, – реалистические в своей основе. При этом им присущи черты новых направлений в искусстве рубежа XIX–XX веков: открытая фактура, работа цветовыми пятнами и подчеркивание контуров черной линией.
Портрет написан в сложное, переходное для страны время, в период напряженной работы как автора, так и модели в музеях и учебных заведениях Петрограда. Внимание сосредоточено на лице, на вдумчивом, строгом взгляде Нерадовского. Фоном, предположительно, служит постановка для одного из натюрмортов, над которыми Браз работал в те годы.
Это произведение было обнаружено советским литературоведом и историком искусства Ильей Зильберштейном в частном собрании в Париже во время поездки во Францию в 1966 году. Тогда множество предметов искусства, выявленных им, были привезены в Россию и попали в разные музейные собрания. Некоторые работы, в том числе небольшая картина Браза, поступили в Третьяковскую галерею. Помимо нее, в музее хранятся портреты Нерадовского, выполненные Георгием Верейским в технике литографии (1921; 1926), и живописный – кисти Игоря Грабаря (1946).