Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой
Патрон шедевра
Браз Иосиф (Осип Хайм-Иосель) (1872-1936)
Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой
1896
Размер - 192 x 82,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1606
Дар П.М. Третьякова. 1897
Елизавета Михайловна Мартынова (1868 – 1905) – художница, соученица Браза по мастерской И.Е. Репина. Поступила в Императорскую Академию художеств в 1890 году, когда женщины были допущены до обучения в Академии. Героиня картины «Дама в голубом» К.А. Сомова (1897 — 1900) умерла в 1905 году от чахотки. Ни одна ее работа в настоящее время неизвестна.
Осип Браз был одним из немногих и, по признанию А.Н. Бенуа, лучших портретистов своего поколения. В то время, когда многие его коллеги экспериментировали в области синтеза жанров, он оставался верен портрету. При отсутствии новизны в художественном языке Осипу Бразу удавалось создать яркие и точные портретные характеристики современников.
Для портрета художницы Елизаветы Мартыновой Браз выбирает вытянутый вертикальный формат холста. В этом видится стремление вернуться к жанру парадного портрета, который был распространен в русской живописи XVIII века. Вместе с тем уже в XIX веке подобный формат использовал Эдуарда Мане, в частности, в своих произведениях «Женщина с попугаем», «Философ» и «Любитель абсента». Еще одно роднит Браза с Мане: простой фон (в данном случае синий занавес) не отвлекает от фигуры и лица модели.
Естественная и свободная поза Елены Мартыновой; жест ее правой руки, положенной на пояс; глухая черная юбка и рабочая, достаточно закрытая блуза из темно-зеленой материи; собранные в пучок волосы – все призвано подчеркнуть, что изображена женщина, которая имеет возможность реализоваться в профессии. На портрете ее лицо кажется утомленным, глаза закрыты – она сосредоточена на своих мыслях, своем искусстве.
Вдохновляясь Уистлером и Мане, Осип Браз работает большими цветовыми плоскостями: это и черная юбка, и синий занавес, и светло-зеленый пол мастерской. Вместе с тем линеарность и вытянутые пропорции говорят о влиянии стилистики модерна, смелые синие рефлексы на лице модели – об обращении к опыту импрессионизма. Осип Браз умело сочетает разные стилистические влияния.
Картина была приобретена у автора Павлом Михайловичем Третьяковым для его галереи и стала началом плодотворного сотрудничества: в дальнейшем Третьяков заказал Бразу портреты А.П. Чехова и В.Ф. Комиссаржевской.